Основные принципы и юридические свойства конституции рф. Основные принципы конституции Что такое принципы основного закона

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона;

2) прямого действия конституционных норм.

1. Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

2. Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, - говорится в ст. 7 Основного Закона, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

· право на свободный труд;

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях;

· право на жилище;

· право на охрану здоровья;

· право на благоприятную окружающую среду;

· право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды.

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления - также один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти .

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства .

Термин «принцип» (от лат. principium - начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Под принципами Конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции.

Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Поэтому и конституционные принципы относятся к основополагающим принципам для всех отраслей права.

Основные принципы Конституции 1993 г.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - подчеркивается в этой статье, - является ее многонациональный народ». Конституция РФ закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства выражается и в избрании Президента РФ и представительных органов РФ, ее субъектов путем всеобщих выборов, вынесения наиболее важных вопросов на референдумы.

Конституция РФ ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции принципа законности - строгого соблюдения требований законодательства. Этот принцип нашел отражение в ст. 15 Конституции, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности закреплен и в нормах гл. 7 Конституции, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность нрав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип равноправия граждан подразумевает юридическое равенство, предоставление каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу ряда причин объективного и субъективного порядка.

Конституция гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод. Как установлено в ст. 2 Конституции, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Конкретные гарантии реализации прав и свобод содержатся в нормах гл. 2 Конституции.

  • 4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в положениях ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; ст. 20 - право каждого на жизнь; ст. 21 - охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; ст. 22 - право на свободу и личную неприкосновенность; ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду и т.д.
  • 5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет принцип государственного единства. Этот принцип нашел закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции, где установлено, что суверенитет РФ и верховенство Конституции распространяются на всю территорию РФ.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, гарантирующей единство экономического пространства; ст. 67, закрепляющей единство территории; ст. 68, признающей русский язык в качестве государственного языка; ст. 74, не допускающей установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы, и т.д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе РФ, обусловленным многонациональным ее характером и федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции, в ст. 5, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; в ст. 73, закрепляющей, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 66 Конституции статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

Данный принцип отражен также в ст. 69 Конституции, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

  • 7. Разделение властей. Этот принцип закреплен в ст. 10 и ст. 11 Конституции. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • 8. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Конституция РФ как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В связи с этим конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституция характеризуется признаками, отличающими ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются «юридическими свойствами».

Первым среди основных юридических свойств Конституции является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Именно верховенство определяет и все другие ее юридические свойства. Статья 15 Конституции устанавливает, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

В Конституции, таким образом, содержатся основные начала всех иных законодательных актов, всех отраслей права. Следует отметить, что Конституция РФ отсылает к 14 федеральным конституционным законам и к более 40 федеральным законам. Данные свойства придают Конституции высшую юридическую силу.

В случае коллизии между требованиями Конституции и других нормативных правовых актов действует конституционная норма, а акт, ей противоречащий, подлежит изменению или отмене. Так, ст. 85 Конституции предоставляет Президенту РФ право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции до решения этого вопроса соответствующим судом.

В связи с федеративным устройством России важным юридическим свойством Конституции является прямое ее действие на всей территории РФ. Принятие и изменение Конституции, контроль за ее исполнением находится в введении РФ, т.е. относится к ее исключительной компетенции (ст. 71). К совместному ведению РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции, относится обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции.

Юридическим свойством Конституции считается и то, что на ее нормах и принципах базируется все текущее законодательство - как Российской Федерации, так и ее субъектов. Принятие новой Конституции влечет за собой коренную переработку всех отраслей законодательства. Вместе с тем соотношение между Конституцией и текущим законодательством нельзя сводить только к определяющему влиянию основного закона. Существует и обратная связь - воздействие отраслевого законодательства на содержание Конституции.

К важным юридическим свойством относится особый порядок ее принятия и изменения. Этот порядок установлен в гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». В нормах данной главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Это - Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численностью не менее одной пятой палаты.

В Конституции установлен различный порядок для изменения гл. 1, 2 и 9 и гл. 3-8. Положения гл. 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия Федерального закона от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Согласно этому Закону предложения о поправке вносятся субъектами, установленными в ст. 134 Конституции, в виде проекта закона о поправке. Этот закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение пяти дней со дня одобрения проект направляется в Совет Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» из установленной Конституцией процедуры принятия поправок к главам 3-8 Конституции вытекает, что поправки принимаются в форме особого правового акта - Закона РФ о поправке к Конституции, имеющего особую юридическую природу, отличающегося от федеральных и федеральных конституционных законов.

Принятый палатами закон публикуется для всеобщего сведения и не позднее пяти дней со дня принятия направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения. Этот закон должен быть рассмотрен законодательным органом субъекта в срок не позднее одного года со дня принятия закона. Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, который осуществляет это в срок не позднее 14 дней со дня получения закона. Принятая поправка вносится в текст Конституции.

Юридическим свойством Конституции является также то, что ее правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля. Как

отмечалось ранее, согласно ст. 71 Конституции контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик.

Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции, обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ входит в содержание присяги Президента РФ.

В целях защиты Конституции формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции; проверяет конституционность законов по жалобам граждан и запросам судов; дает толкование Конституции.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти - Верховный Суд РФ и Прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством.

Сложность исторического этапа развития России обусловила введение в содержание Конституции раздела второго «Заключительные и переходные положения», что является новым для конституционного законодательства России.

В этом разделе установлен начальный момент вступления в силу Конституции РФ - со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции. Одновременно прекратилось действие Конституции (Основного Закона) России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими ее изменениями и дополнениями.

В случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ действуют положения Конституции.

Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

В данном разделе Конституции установлен порядок осуществления полномочий высшими органами государственной власти, сформированными до принятия Конституции 1993 г.

Президент РФ осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран по ранее действовавшей Конституции.

Совет Министров - Правительство РФ со дня вступления в силу Конституции 1993 г. приобретает права, обязанности и ответственность, установленные Конституцией, и впредь именуется Правительством РФ.

Суды осуществляют правосудие в соответствии с полномочиями, установленными Конституцией 1993 г. Судьи всех судов после вступления Конституции в силу сохраняют свои полномочия до истечения сроков, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном Конституцией 1993 г. Впредь до принятия соответствующих федеральных законов сохраняется порядок рассмотрения дел судом, прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Совет Федерации и Государственная Дума первого созыва были избраны сроком на два года.

Важное значение для статуса депутатов имело указание Конституции РФ, что депутат Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться членом Правительства. На таких лиц не распространялись положения Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействия), связанные с выполнением служебных обязанностей.

Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы 1 , выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм .

Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(преамбула)

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

(137 статей)

ГЛАВЫ

1.Основы

конституционного строя

2.Права и свободы человека и

гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент

Российской

Федерации

5.Федеральное Собрание

6.Правительство Российской

Федерации

7.Судебная власть

8.Местное

самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

Заключительные и переходные положения

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок» .

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

    Президент Российской Федерации;

    Совет Федерации;

    Государственная Дума;

    Правительство России;

    Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

    Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

    Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

    Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи , либо текст новой редакции статьи , либо положение об исключении статьи из Конституции .

    Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

    Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

    Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

    Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

    Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

    Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля , т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции . Таковыми являются:

    Президент Российской Федерации . Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    Федеральное Собрание . К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

    Правительство Российской Федерации . Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

    Органы судебной власти . Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

    Правоохранительные органы . Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Это основные идеи, определяющие существенные черты, качественные свойства конституции как основного

Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы.

Поэтому и конституционные принципы являются основополагающими для формирования норм всех других отраслей права.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 КРФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве.

2. Законность. Провозглашение РФ правовым государством предполагает закрепление в КРФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 КРФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие КРФ на всей территории России.

3. Равноправие и полноправие граждан. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. КРФ гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод.

5. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, улучшении материальных условий жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в нормах, устанавливающих неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения (ст. 17); право каждого на жизнь (ст. 20); охрану достоинства личности, запрет пыток, насилия (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.

6. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции РФ принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в преамбуле КРФ и в ст. 4, устанавливающей, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 8; 67; 68; 74; 75).

7. Равноправие и самоопределение народов. Он обусловлен многонациональным характером России, ее федеративным устройством (ст. 5; 73; 66; 69).

8. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10-11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на исполнительную, законодательную и судебную.

9. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни, Конституция закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признается возможность образования различных политических партий и общественных объединений.

Юридические свойства конституции - это такие специфические признаки, которые отличают ее от актов текущего законодательства.

1. Верховенство в системе законодательных актов государства, высшая юридическая сила (это свойство отражено в самом ее тексте ст. 15);

Конституция является ядром правовой системы (конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права, на их основе формулируется содержание всех действующих в РФ нормативно - правовых актов);

3. Прямое действие конституции РФ на всей территории России;

4.Особая правовая охрана (обеспечивается с помощью

конституционного контроля). Согласно ст. 71 КРФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия федеративной конституции конституций республик входит в предмет совместного ведения федерации и входящих в ее состав республик. Особое место в защите конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание присяги Президента. В целях защиты Конституции создан и действует Конституционный Суд РФ, который по запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов федерации разрешает споры о соответствии Конституции законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Основного закона);

5. Особый порядок принятия и изменения конституции. Этот порядок установлен в гл. 9, в которой четко определен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции - Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численность не менее одной пятой части от общего числа состава палаты.

Важно иметь ввиду, что существует различный порядок изменения положений глав 1, 2 и 9 и глав 3-8 КРФ.

Нормы глав 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность КРФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя пятыми голосов от общего числа членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования КРФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины всех

избирателей.

Поправки и изменения к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

Данный порядок предусматривает одобрение их большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.

Еще по теме Принципы конституции:

  1. КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г., ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  2. Глава 4. КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 4.1. Понятие и сущность Конституции
  3. §1.Понятиﺍе, признаки конституции. Сущность конституции
  4. Конституция Гельветической республики была составлена на основе конституций Франции и США и во многом заимствовала идеи Просвещения.
  5. Структура Федеральной Конституции полностью была заимствована из Федеральной Конституции от 12 сентября 1848 г. и состояла из ста двадцати одной статьи

В философской литературе принцип (от лат. принципум - на­чало) определяется, во-первых, как непосредственное обобще­ние опыта и фактов, результатом которого является основная мысль, идея, служащая для построения теории, и, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности 2 . Иными словами, принцип рассматривается как основное начало, на котором по­строена научная теория как определенная методологическая или нормативная установка, правило и постулате В логическом

1– Зорькин В.Д. Россия м Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.2007 Г. С.63-64

2 – См. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М.1993 г. С.77

3 - См. Голованов В.Н. Законы в системе научного познания.М.1970. С.81-82

§ 2. Конституционные принципы: понятие, виды, действие89

смысле принцип есть центральное понятие как основание сис­темы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления этой области, из которой дан­ный принцип абстрагирован.

Принципы имеют объективный характер, они обусловлены системой общественных отношений. Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют социуму и человече­ской истории. Принципы как идеологическая категория скла­дываются в общественном сознании людей под воздействием всей совокупности общественных отношений, свойственных определенной ступени исторического развития, воплощаются в сознательной, волевой и целенаправленной деятельности чело­века. Объективно существующие общественные отношения де­терминируют реальное содержание принципов.

Сформулированные наукой в той или иной области челове­ческой деятельности основополагающие идеи выступают как результат активного, творческого отношения человека к окру­жающей действительности. Однако научными принципами яв­ляются не всякие руководящие идеи, хотя бы и признаваемые людьми в данном качестве, а лишь те из них, которые адекват­но отражают объективные закономерности, тенденции истори­ческого развития.

Принцип как руководящая идея, отражающая сущностные свойства явлений, одновременно выступает и как требование, определяющее деятельность людей, их поведение.

Правовые принципы (принципы права) 1 выступают в каче­стве основополагающих идейных начал, руководящих норма­тивных установлений, требований. Правовые принципы нахо­дят не только свое выражение, но и, как правило, закрепление в конституций и текущем законодательстве. Они фактически и юридически приобретают нормативный характер и осуществля­ют регулятивное воздействие на общественные отношения, на поведение людей.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 января 1993 г. № 1-П отмечал, что общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределя-



1 В научной литературе содержится попытка провести различие между по­нятиями правовых принципов и принципов права па основе различия права и закона, а также по другим основаниям. В данном контексте понятие правовых принципов охватывает как общеправовые принципы, так и принципы, которые мо1уг найти закрепление в конституции.

90Глава 3. Действие и" реализация конституции

Общие правовые принципы проявляются в конституцион­ных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в от­раслевых принципах.

Под конституционными принципами понимаются общие, ру­ководящие начала конституционно-правового регулирования, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяющие развитие всей системы правового регулиро­вания.

Конституционные принципы вытекают из существа самой конституционно-правовой материи, имеют объективный харак­тер. В этом смысле они выражают в концентрированном виде мировой опыт развития конституционного права, конституци­онно-правового регулирования. Дух (смысл) конституции, ее философский аспект образуют прежде всего конституционные принципы. Они составляют теоретико-методологический и правовой стержень конституции и иных источников конститу­ционного права. Конституционные принципы скрепляют, це­ментируют в одно качественно целое систему источников кон­ституционного права, дают ему философско-идеологическое обоснование. Конституционные принципы обусловливают стержневую направленность всего конституционно-правового регулирования в данном обществе и государстве.

Конституционные принципы воздействуют на обществен­ные отношения как непосредственно, так и опосредованно, во взаимодействии с другими конституционными установления­ми. Конституционные принципы составляют основу конститу­ционных установлении. Они имеют особое значение в понима­нии, толковании и реализации иных установлений конститу­ции.

Конституционные принципы в своей индивидуальности имеют только им свойственное содержание, назначение, опре­деленную сферу действия и конкретный круг субъектов, кото­рым он адресован, специфические формы реализации.

§ 2. Конституционные принципы: понятие, виды, действие91

Конституционные принципы находят непосредственное вы­ражение в основах конституционного строя, охватывающих от­ношения между человеком, гражданским обществом и государ­ством.

К конституционным принципам следует отнести: приоритет прав и свобод человека и гражданина; народовластие (демокра­тию), разделение властей и иные принципы правового государ­ства; равенство перед законом и судом.; свободу экономической деятельности; единство экономического пространства; непри­косновенность частной собственности и свободу договора; идеологическое и политическое многообразие; светский харак­тер государства; равноправие субъектов РФ.

Наряду с конституционными принципами, одновременно выступающими в качестве основ конституционного строя, сле­дует различать конституционные принципы подотраслей и ин­ститутов конституционного права (например, принципы кон­ституционного статуса личности, конституционные принципы гражданства, принципы конституционной федерации, принци­пы судебной власти и т. д.).

Реализация конституционных принципов, как общих, так и специальных, в реальном поведении субъектов общественных отношений ведет к установлению конституционности и кон­ституционного порядка.

Конституционные принципы находятся в связи друг с дру­гом, взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие не всегда имеет паритетное начало. Всякий раз конкретные жиз­ненные условия и обстоятельства, борьба противоречивых ин­тересов диктуют решение вопроса о возможном приоритете в реализации того или иного конституционного принципа.

При рассмотрении «чеченского дела» в Конституционном Суде РФ естественным стало признание приоритета конститу­ционного принципа территориальной целостности Российской Федерации, что не означало при этом игнорирование другого конституционного принципа, а именно признания жизни чело­века, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Конституционный принцип правового государства означает организацию и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов, в соответствии » требованиями права, из которых существенным является признание, и гарант

92Глава 3. Действие и реализация конституций

тирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражда­нина.

Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная эко­номика и адекватная ей политическая форма - демократия, подлинное народовластие.

Господство права возможно лишь при надлежащей организа­ции самой публичной власти, исключающей ее монополизацию и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий отдельных видов органов, способов формирова­ния, форм деятельности и т. д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разде­ление государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную. Таким образом, конституционный прин­цип правового государства воплощается в ряде частных прин­ципов, к которым следует отнести: разделение государственной власти; господство права, конституции и законов, взаимная от­ветственность государства и личности; уважение прав и свобод чел о пека и гражданина; судебная зашита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; со­ответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Уясняя содержание конституционного принципа социаль­ного государства (ст. 7 Конституции РФ), необходимо учиты­вать такие принципы, как равенство всех перед законом и су­дом, уважение прав и свобод человека и гражданина, свобода экономической деятельности, неприкосновенность частной собственности. Из смысла конституционных установлений следует, что достижение целей социального государства невоз­можно без осуществления в обществе эффективной экономи­ческой деятельности по производству материальных и духов­ных благ.

Конституционный принцип социальною государства озна­чает, что государство должно устранять неоправданные соци­альные различия. Однако с учетом принципов правового госу­дарства, свободы экономической деятельности, неприкосно­венности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превраще­ние социального государства в такое, которое берет под свой

§2. Конституционные принципы: понятие, виды, действие93

полный контроль экономическую систему. Таким образом, го­сударству при выработке экономической и социальной полити­ки необходим поиск баланса между различными конституцион­ными принципами, находящимися в определенном соотноше­нии между собой.

Большое значение указанные принципы имеют в процессе законотворческой и исполнительной деятельности органов пуб­личной власти.

Конституционные принципы непосредственно действуют в коллизионных ситуациях, а также в случаях пробелов в конститу­ционно-правовом регулировании. Они помогают законодателю, судьям, иным правоприменителям избрать тот вариант правово­го решения, который в наибольшей мере соответствует конститу­ционному принципу. Зачастую конституционные принципы служат дополнительным правовым аргументом в принятии ре­шений судебными и иными правоприменительными органами по конкретным делам.

В своей аргументации при разрешении конкретных дел Кон­ституционный Суд РФ часто обращается к таким конституци­онным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина и другим, в том числе в их взаимодейст­вии и дополнений друг друга.

В качестве примера учета Судом взаимодействия конституци­онных принципов может служить постановление Конституцион­ного Суда РФ от 22 июля 2002 г. № 14-Л по делу о проверке кон­ституционности ряда положений Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Как свидетельствует практика применения данного Закона, отметил Конституционный Суд РФ. общее предпочтение, отда­ваемое законодателем интересам граждан-вкладчиков (что явля­ется проявлением природы Российской Федерации как социаль­ного государства в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), принималось во внимание при разработке условий мировых со­глашений в процессе реструктуризации кредитных организаций, причем учитывались интересы малоимущих и иных социально незащищенных категорий населения.

Однако, несмотря на ясно выраженное федеральным.законо­дателем намерение создать льготный правовой режим гражда­нам-вкладчикам, основные законы рыночной. экономики им-

Глава 3. Действие и реализация конституции

манентные им правовые принципы регулирования, вытекающие из смысла и духа Конституции РФ, не позволяют установить та­кой порядок заключения мирового соглашения при реструктури­зации кредитной организации, при котором за счет сокращения выплат другим кредиторам граждане-вкладчики получали бы причитающиеся им вклады в полном объеме. Иное противоречи­ло бы закрепленному в ч. 3 ст. I7 Конституции РФ принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Экономические отношения в кредитной сфере могут нор­мально функционировать, только если принципы их регулиро­вания являются подлинно правовыми, т. е. воплощающими идеи справедливости, свободы, всеобщего и равного для всех субъектов права масштаба. Законы рыночной экономики тре­буют, чтобы мировое соглашение в процессе реструктуризации представляло собой разумный компромисс между интересами вкладчиков и иных групп кредиторов, банков и их учредителей (участников), а также государства.

Поделиться: