Политика основанная. Политика и ее роль в жизни общества. Идеология и партии


Политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по решению общественных проблем, постановке и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.
Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-

реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связана с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выделяются следующие направления внутренней политики: эко- комическая, социальная, государственно-правовая, культурная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.
Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, молодежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная политика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сферы общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к одной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную политику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропромышленные объединения, фермерские хозяйства и др.
Внешняя политика также имеет направления: оборонная, иностранная (между физическими и юридическими лицами различных государств), внешнеэкономическая и пр.
Структурная детализация государственной политики позволяет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.
По критерию долговременности выделяют стратегическую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей.
В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная политика.
Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный политический цикл: определение общественных проблем и целей политики; разработка (формирование) политики; осуще-
~

ствление государственной политики; оценка результатов государственной политики.
На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографической ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните известные вам факты). Для разработки политики в этой области необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркомании и т. д.
Второй этап. На основе проведенного анализа определяются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографической ситуации задачи политики направлены на устранение этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институты выполняют определенную роль в этом процессе. Например, общую стратегию внешней и внутренней политики определяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что находит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правительство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не только чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разработку новых идей, подходов или программ.
Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнительные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше
ний (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем предусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда социального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в частности, о краже, угоне машины), выдача документов (паспортов, водительских прав), запись актов гражданского состояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.
В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах министерств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии результатов выполнения. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (контроль, ограничения, квоты). Большую значимость приобрели экономические (налоги, тарифы, дотации) и организационные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся открытые конкурсы, способствующие совершенствованию государственных заказов.
На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключительная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результативность и экономность. В США рекомендуется оценивать работу городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.

Следует отметить, что большое влияние на государственную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

Появление на свет такого явления как «политика» обусловлено тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом.

Великий древнегреческий философ Аристотель сформулировал положение о том, что «... человек по природе своей есть существо политическое...», а значит в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор в тех или иных ситуациях.

Без политики наша жизнь превратилась бы в то, что известный английский мыслитель Т.Гоббс назвал «войной всех против всех», когда народ воюет с народом, город с городом, улица с улицей, дом с домом и, наконец, человек с человеком. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика.

«Политика » - одно из наиболее распространенных и многозначных слов как в русском языке, так и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Однако большинство людей, употребляя термин «политика», практически не задумываются над его истинным содержанием. Древнегреческий политический деятель Перикл утверждал:

«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

В то же время коварство привычных слов в том и состоит, что став общеизвестными, они часто утрачивают свой первоначальный смысл. Великий немецкий философ Георг Гегель предупреждал: «. если нечто становится общеизвестным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь». Касаясь политических терминов, русский историк В.Ключевский писал, что они имеют свою историю, и мы неизбежно впадем в анахронизм, если, встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле». Это относится и к пониманию термина «политика».

Постичь сущность и содержание категории «политика» можно на трех уровнях.

  1. На обыденном уровне . В этом случае гражданин создает первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместные с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.
  2. На научно-теоретическом уровне . Здесь формируется форма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Специфика этого уровня состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины мира политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом.
  3. На уровне технологического отражения , который служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Этот уровень существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, способы их организации и формы воплощения.

Сегодня, несмотря на бурное развитие научного политологического знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин «политика» практически всегда используется в нескольких смыслах.

Происхождение самого термина «политика» различные авторы интерпретируют по-разному.

Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель).

Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «политика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (интересы).

Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве и искусстве правления, который так и назывался «Политика».

В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т. е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным.

Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал:

«Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей».

А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества.

На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики».

Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.

С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».

Политику можно классифицировать по различным основаниям:

  • По сферам общественной жизни : экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.
  • По объекту воздействия : внутренняя и внешняя.
  • По субъекту политики : политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д.
  • По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д.

Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой понимаются отношения между большими социальными группами людей по поводу реализации своих политических интересов.

С функциональной точки зрения, роль политики в любом обществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:

  1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.
  2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.
  3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.
  4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.
  5. Интеграция различных социальных слоев населения, подержание целостности общественной системы, стабильности и порядка.
  6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.
  7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой.
  8. Организационная.
  9. Контрольно-распределительная.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

В структуре политики выделяются содержание, форма и процесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, можно выделить ее следующие структурные элементы :

  • политический интерес - внутренний, осознанный источник политического поведения;
  • политические отношения - взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти;
  • политическое сознание - зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам;
  • политическая организация - совокупность институтов политической власти;
  • политическая деятельность - социальная активность субъектов по реализации ими своих политических статусов.

Политика имеет свои субъекты и объекты.

  • Субъект - это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект.
  • Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • мегауровень - международная и мировая политика;
  • макроуровень - высшие центральные политические институты, государственные органы управления, общественные организации и объединения;
  • мезоуровень - органы управления регионального, республиканского, областного, районного масштаба;
  • микроуровень - непосредственное политическое взаимодействие людей, малых социальных групп.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Всю историю человечества можно разбить на дополитический и политический периоды. Несколько десятков тысяч лет общество в своей организации обходилось без политики. К. Маркс связывал дополитическую организацию общества с отсутствием классов. В доклассовом обществе не было частной собственности, люди жили малочисленными этнообразованиями, связанными кровнородственными связями -- семейными, родовыми, племенными. В ХХ столетии исследования таких ученых как К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль расширили представления о дополитическом периоде истории. В этом обществе люди жили в соответствии с жесткими традициями, которые составляли основу организации. Их организация базировалась на культурных технологиях, в которых получали реализацию жизненные ситуации. Поскольку эти ситуации были связаны с природой и немногочисленными сообществами, они были достаточно просты. В этом обществе еще не было людей в нашем привычном понимании. Люди были носителями функций, имели имена, которые давались им при «совершеннолетии» -- включении в сообщество «взрослых» в результате обряда посвящения. Эти люди не мыслили самостоятельно, у них не было индивидуальной воли и права выбора. Они были в буквальном смысле «винтиками» общественной машины -- организации, которая их запрограммировала социальными ритуалами, табу, снабжала мифологическими догмами, формировала донаучное, дологическое сознание, в котором все объяснялось и все диктовалось для каждого человека -- исполнителя социальной роли. Подобная общественная организация характеризовалась нерасчлененностью, слитностью (синкретичностью) социальных институтов. Они в обществе были еще не нужны и содержались в зародыше. Переход к политической организации представляет собой значительный скачок в изменении общественной формы. Появление политики способствовало развитию человеческой культуры. В обществе создается соответствующая структура, которая делает человека более свободным, осознающим себя и свое бытие, а также более организованным. Итак, политика -- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. По его определению, политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Тогда под политикой понималась вся общественная жизнь. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Социологическая. Характеризует политику через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию.

  • -- экономическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- этическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- стратификационная. Политика - это соперничество определенных общественных групп: классов или наций (марксизм) или заинтересованных групп (А.Бентли, Д.Трумэн), обеспечивающих в современном демократическом государстве баланс, равновесие общественных интересов.
  • -- правовая. Политика - это специализированная деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность (теории «Общественного договора» Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта).

Субстанциональная. Раскрывает первооснову, «ткань», из которой состоит политика.

  • -- властная. Политика - это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование (М.Вебер).
  • -- институциональная. Политика - это деятельность государства, а также партий и других ассоциаций и объединений.
  • -- антропологическая. Политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека (Аристотель).
  • -- конфликтно-консенсусная. Политика - это деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов (М. Дюверже, С.Ф. Хантингтон).
  • -- отношение «друзья-враги». Политика - это любая общественная деятельность, в которой люди взаимодействуют как друзья и враги.

Процессуальная - раскрывает динамический, процессуальный характер политики.

  • -- деятельностная. Политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.
  • -- телеологическая. Политика - это деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
  • -- системная. Политика - относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, целостность, отграниченная от окружающей среды (остальных областей общества) и находящаяся с ней в непрерывном взаимодействии.

Натуралистическая трактует политику как совокупность природных факторов.

  • -- географическая. Трактует политику как совокупность природных факторов.
  • -- биологическая. Политика есть инструмент управления животными инстинктами человека.
  • -- психологическая. Политика - это деятельность людей, детерминированная их стремлением к власти и богатству.

Теологическая - политика как проявление божественной воли.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Что такое политика? В самом упрощенном виде - это особая форма деятельности, направленная на управление обществом, завоевание и удержание власти, а также предоставление гарантий безопасности граждан. В этом отношении политика, в узком значении этого слова, заканчивается там, где начинаются революционные процессы - создание иных «правил игры», в свою очередь, порождающих новые стандарты политической деятельности.

Идеология и партии

Кроме того, говоря, что такое политика, необходимо учитывать идеологические взгляды, партийные стратегии и общественные интересы как структурные компоненты политики. Идеологические взгляды зачастую формируются на основе сложившихся культурных, ментальных и исторических традиций. По своей природе они выражают ментальные интересы различных социальных групп, проживающих на территории одного государства, но объединенных единым пониманием политических процессов. К примеру, структурная дихотомия немецких ХДС и СДПГ. Христианские демократы - это католики, они либералы и правые. Социал-демократы - протестанты и левые. Соответственно, формируются различные партийные стратегии на основе интересов и взглядов социальных и профессиональных групп, поддерживающих, соответственно, ХДС и СДПГ.

Люди и институты

Описывая, что такое политика, необходимо сразу подчеркнуть, что любая политическая деятельность осуществляется в рамках институтов власти, легитимных механизмов, позволяющих инкорпорировать социальные интересы в политические. Это не означает, что одна персона не может сконцентрировать в своих руках всю полноту власти (к сожалению, часто происходит именно так), однако в этом случае правитель сам становится Классический пример - знаменитое выражение Людовика XIV: «Государство - это Я».

Политика проявляется в различных формах, имеет различные измерения. Политическая деятельность - это всего лишь одна из форм ее проявления, однако она не раскрывает всей сути «политического». Возьмем, к примеру, корпоративные структуры. Что такое политика в организации или в бизнесе? Нередко мы встречаем выражение «политика фирмы», «наша политика», «политика профсоюзов» и т.д. Ведь, по сути, в таком случае речь не идет о государственном управлении. Мы сталкиваемся с выбором определенного ценностного набора и «правил игры». На самом деле нам предлагают ограничить свою свободу общими, корпоративными интересами и действовать уже не в своих, а в общих интересах, которые негласно признаются приоритетными по отношению к интересам отдельной личности.

Выводы

Таким образом, давая определение политики, мы должны исходить из трех основных предпосылок: соотношение личного и корпоративного; идеологический выбор и ценностный набор; цели политики и государства, а также их провайдеров - партий и политических институтов. В итоге получается, что политика - это деятельность (философия деятельности), ориентированная на укрепление и развитие доминирующих корпоративных связей на основе определенных принципов и стратегии развития организации. Причем неважно, какова социальная природа самой организации. Важно лишь ее доминирующее положение по отношению к личности.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим -древнегреческим философом Аристотелем. Политика затрагивает интересы всех людей.

Политология- одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась в конце 40-х гг. 20 века. Она зародилась в рамках философии. Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в 16 веке. Это связано с работами итальянского мыслителя Н.Макиавелли. На политическую науку влияние оказало публичное право(конституционное и административное).В конце 19 начале 20 века- систематизированное изучение политики. Политология- от древнегреческого политика и учение. Наука о политике.Объект политологии- политическая сфера общественной жизни. Это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.

Политика – от древнегреческого полис- город-государство. Трактат Аристотеля «Политика»- то что относится к государству, государственное дело, искусство управления государством.

Определения политики.

  1. Политика- это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
  2. Политика- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами(классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
  3. Политика- сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
  4. Политика- участие в делах гос-ва
  5. Политика- искусство управления гос-вом
  6. Политика – наука гос.управления.

Политическая наука

Политические отношения соц.субъектов по поводу гос.власти

Установки, интересыц, цели соц.групп и полит.институтов

Д-сть по реализации моде6лей будущего об-ва

Влияние на гос.власть политических сил страны(партий, граждан)

Д-сть по управлению сферами жизни об-ва.

Виды политики:

По сферам об-ва- экономическая, социальная, национальная, научная, экологическая, культурная, военная;

По масштабам- внутренняя и внешняя;

По приоритетам- нейтральная, открытых дверей, компромиссов, нацинального примирения;

По субъектам- государства, мирового сообщества, партии, банка, фирмы.

Политология- это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.


С политологией тесно связаны другие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая география, правоведение.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (5-4 век до н.э.), изложенные в произведениях « Государство», «Законы». К порочным формам гос-ва он относил:

- тимократию – власть честолюбцев;

- олигархию – господство немногих богачей;

- демократию – власть большинства;

- тиранию – власть тирана.

Идеальное государство по Платону – справедливое правление мудрецов. Справедливость. Иерархия: правители- философы, воины- стражи, ремесленники и крестьяне- физический труд.

Аристотель все формы гос-ва разделяет на правильные и неправильные. Правильные- цель гос-ва в общем благе (монархия, аристократия, республика). Неправильные- выгода правителя, а не народа (тирания, олигархия, демократия).

В Древнем Риме в развитие политической мысли внес Цицерон (1 век до н.э.) в работах « О государстве», «Законы». Правовое равенство. Справедливость. Три формы гос-ва: царская власть, власть оптимистов(аристократии), народная власть(демократия). Лучшая форма- смешанная- прочность гос-ва и правовое равенство его граждан.

Средневековые философы- власть- промысел божий.Августин Аврелий(4-5 век). Фома Аквинский (13 век).- сторонник монархии. Два типа монархии: абсолютная и политическая. Политическая предпочтительней.

В эпоху Возрождения итальянец Никколо Макиавелли (15-16 век). Работы «Государь» и « Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила. В политике цель оправдывает средства.Два способа

действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Государь должен уметь пользоваться обоими способами. Макивеллиализм- политика основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормам морали.

В Новое время философы Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гоббс- основоположники теории общественного договора. Гоббс - в работе « Левиафан или материя, форма и власть гос-ва».Могут существовать три формы гос-ва: монархия, демократия и аристократия. Гоббс- защитник монархической власти.

Локк в работе « Два трактата о государственном правлении». Идея праврвого гос-ва- гос-во подчиняется обществу.

Монтескье в работе « О духе законов». Свобода и равенство. « Разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей. (Идею смешанного правления разрабатывали еще Аристотель и Цицерон). Впервые эта идея нашла свое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя и стихийно.

Жан Жак Руссо а произведении « Об общественном договоре или принципы политического права» вводит понятие социальное равенство. Принцип народного суверенитета. Принцип республиканского стороя.

Идеи французских просветителей воплотились в Великой Французской революции 18 века.

Немецкая классическая философия.

Кант (нем. Фил. 18 век). Работы « К вечному миру», « Метафизические начала учения о праве».Автономность личности. Человек- цель, а не средство. Правопорядок. Политика- гармония цели и средства.

Гегель (нем. фил.19 век). Работа «Философия права»- идеалистическая теория государства и права. Учение о свободной воле. Учение о гражданском обществе и правовом государстве. Идеал- конституционная монархия.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций:

- теория народного суверенитета- (17-19 век) на базе теории общественного договора. Согласно этой теории народ- источник власти и ее носитель.

- теория правового государства

- теория разделения властей.

Представители утопического социализма 16-19 века.

Родоначальник- Томас Мор (15-16) в книге « Утопия»(место, которого нет). Общественная собственность на средства производства. Коллективизм, плановое управление хозяйством. Труд- первая потребность, трудовое воспитание. От каждого по способностям, каждому- по потребностям. Социальное равенство, равноправие женщин. Отмирание государства.

Этапы утопического социализма.:

- ранний(16-18) зарождение капитализма и буржуазных революций. Представители: Мор(Англия), Кампанелла(Италия), Уинстенли, Мабли, Мелье, Бабеф (Франция).

Второй этап- 18 век, эпоха Просвещения. Представители: Сен-Симон, Фурье (Франция), Оуэн(Англия).

Третий этап 2-я половина 19 века. Русские революционеры-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Герцен и др. За революцию, демократическую республику, народовластие, крестьянская община.

Марксистская концепция политики.Маркс и Энгельс нем.фил. 19 века.

Борьба за власть;

Базис первичен, а надстройка вторична;

Государство- продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Насилие гос-ва.

Идеологически господствующий класс

Общественное бытие определяет сознание

Политика подчинена экономике, но и влияет на нее.

Политическая мысль России 19-20 веков.

Декабристы. Равенство. Гражданское общество. Прва человека. Республика.

Чаадаев. »Философические письма». Причины отсталости России от европейских стран.

Западники и славянофилы.30-40 гг.19 века.

Славянофилы.Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин. Самобытность России. Сохранение самодержавия.

Западники. Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин. Россия идет по западному пути.

Герцен.50-60 гг. Идея « русского социализма». Через сельскую общину.

Чернышевский. Народно-крестьянская революция.. Народничество.

Анархистско-бунтарское направление. Бакунин. Отрицание любого государства.

Неославянофильство. Религиозная философия. Соловьев.Бердяев.Милюков.

Современные политические учения Запада.

Гумплович. 19 век. «Социология и политика», « Основы социологии», «Борьба рас». Представитель социального дарвинизма. Теория завоевания.

Спенсер . 19 век.позитивистское направление. « Основания социологии». Общество эволюционирует. Социальная обусловленность власти.

Парето и Моска 19-20 век. Итальянские ученые. Теория элит. Моска в работе «Элементы политической науки»- власть всегда должна находиться в руках меньшинства, элиты. Парето «Трактат об общей социологии». Элита и контрэлита ведут между собой борьбу.

Острогорский и Михельс к.19-20 века. Теория олигархизации(бюрократизации) политических партий.

Вебер .19-20 век, немецкий социолог. Теория демократии. Бюрократия.

Американские ученые 20 века. Лассуэлл, Даль, Тоффлер, итальянский Боббио, фр. Крозье. Вопросы власти в условиях перехода к постиндустриальному об-ву.

Поделиться: