Человек и природа с точки зрения философии. Философия: человек в мире природы: кратко. Смысл жизни и проблема свободы

ФИЛОСОФИЯ: Человек в мире природы: кратко

15. Человек в мире природы

Природа - одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это - все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное ядро вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле - естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек - ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен Божественный план.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была далее развита в Новое время. Человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении их противоречивого единства, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.

Проблему единства человека и космоса обсуждали русские космисты XIX-XX вв. Современный человек, по мнению К. Э. Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. «Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство». Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

Философы отмечают двойственную роль природы по отношению к человеку. В конце XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же время - как полный тайн и загадок друг человека. По его мнению, необходимым дополнением «товарищеского сотрудничества» становится сотрудничество с природой.

Исходя из методологии ошибочно как преувеличивать роль природы, так и недооценивать её географических факторов. Вторая половина XX в. утверждает необходимость коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и человека, а также надобность сопоставлять цели, средства и последствия такой деятельности.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстаёт носителем коэволюции, целостности природы и общества.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:

1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40.

Введение…………………………………………… ………………..…3

1. Природа как проявление бытия…………………………………..6

2. Проблема отношения человека и природы в философии………...10

3. Исторические формы отношения человека к природе.…………22

Заключение….………………………………… ……………………….28

Список использованных источников………………..………………31

ВВЕДЕНИЕ

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество и природа пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она - его часть. С нею человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития. 1

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце XIX века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу. Главная проблема антропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. 2

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу - Вселенной.

Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

Основные задачи данного реферата: а) раскрыть проблему отношения человека и природы в философии; б) рассмотреть исторические формы отношения человека к природе.

1. Природа как проявление бытия.

В наши дни слово «природа» используется во многих значениях, ему может придаваться различный смысл. В толковом словаре Вл. Даля природа объясняется как живое естество, все вещественное, Вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более распространено: наш мир, земля, все созданное на ней. Определились в основном устойчивые употребления этого понятия. Так, одно из них связано с отношением к природе как среде обитания, другое подразумевает превращение природы в объект научного познания и практической деятельности человека. Слово «природа» употребляется в широком и узком значении. Широко понимаемая природа - это бытие, Вселенная, все разнообразие движущейся материи, ее многообразные состояния и свойства. В этом случае природа включает в себя и общество. Однако сложилась и другая точка зрения, согласно которой природа - все то, что как бы противостоит обществу, без чего общество, то есть люди вместе с созданным их руками продуктом не могут существовать.

Природа как материальный объект - развивающееся образование, обладающее сложной структурой. Основу природы составляют элементарные частицы и поля, образующие космическое пространство, Вселенную. Из элементарных частиц формируются атомы, из которых составляются химические элементы. Русским химиком Д. И. Менделеевым (1834 - 1907) были вскрыты закономерности возникновения химических элементов, ему принадлежит открытие периодического закона химических элементов. В нем отражен скачкообразный характер изменений химизма в зависимости от изменения массы или атомного веса. Закон Менделеева указывает на единство противоположных свойств в каждом элементе, определяет его место во всеобщем единстве.

Космическое пространство заселено гигантскими по массе и энергии сгустками материи - звездами и планетами, образующими Галактику. В свою очередь, совокупность галактик, движущихся в огромных пространствах Вселенной, образуют Метагалактику. Природа в границах Метагалактики отличается своеобразным строением. Существенным признаком структуры природы является ее состояние - подвижное и изменчивое, меняющееся в каждый момент времени и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесие. Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский определял такое строение природы понятием организованность. Эволюция планет приводит к возникновению органического мира и появлению живого вещества.

Подобный взгляд на природу стал возможен вследствие длительного изучения ее человеком. Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники древней культуры, среди которых важное место занимает мифология. Так, в мифопоэтическом мировоззрении центральная роль отводилась космогоническим мифам и представлениям, поскольку в них описывались пространственно-временные параметры Вселенной, можно сказать, космические условия существования человека. Не нужно быть категоричными в оценке творцов этих представлений за их наивность и примитивность, бросающихся в глаза современному человеку. Они были плодом своего времени и воплощали в себе еще весьма слабые возможности наших предков в познании мироздания и человеческого бытия.

Согласно мифологическим взглядам, существовала, как правило, однозначная связь природы (макрокосма) и человека (микрокосма). Такая связь подразумевала, что человек создан из элементов мироздания и, наоборот, Вселенная происходит из тела первочеловека. Поэтому, будучи подобием Вселенной, человек есть лишь один из элементов космологической схемы. Более того, космологические принципы по аналогии переносились и в социальную сферу (мезокосм). Антропоцентристский взгляд на космос усматривает в нем вместилище жизни человека.

Эти принципы составили основу различных мифологических вари-антов творения природы, в частности, Земли. В соответствии с ними, от-ношения человека с природой осуществлялись через богов, которые были вольны выполнить или не выполнить различные, в том числе самые сокровенные и интимные, просьбы человека. К примеру, ценнейшие сведения о мифологических отношениях человека и природы содержатся в «Псалтыре» главы финской реформации Микаэля Агриколы. Из этого произведения известно, что финны поклонялись Тэпио - божеству леса, посылавшему добычу охотникам; Ахти – богу вод, дававшему рыбу; Льекио - богу трав, корней деревьев и т. п. От воли богов зависели как природные условия, так и регламент социальной жизни. Ильмаринен определял погоду на море, удачное плавание; Турисас помогал победить в сражении; Кратой заботился об имуществе человека; Тонту “обеспечивал” ведение домашнего хозяйства; Эйнемойнен создавал песни. Перечень подобных примеров можно продолжить. Каждый народ творил собственных богов, наделяя их свойствами, в наибольшей мере отражающими специфику условий их жизни, наличие насущных потребностей.

Таким образом, в древней мифологии, хотя и шла речь о взаимосвязи человека с природой, связь эта получала односторонний, зависимый характер: человек ощущал и признавал свое неразрывное единство с природой, но не мог идти дальше осознания того, что жизнь его всецело находится в распоряжении богов. Отсюда и почтительное отношение к природе, доходящее, как правило, до слепого поклонения олицетворявшим ее богам, закрепленное в ритуалах и обрядах, существовавших на протяжении многих веков. Их влияние без особого труда мы обнаруживаем и сегодня, следы их в современной культуре отражают взаимосвязь природы и общества, осознанную на самом первоначальном этапе истории.

Мифология, очевидно, еще долго будет оказывать свое воздействие на развитие культуры; искусство и по сей день черпает в ней вдохновение и образы для своеобразной реконструкции прошлого.

В последующем взгляд на природу приобретал натурфилософский характер. Натурфилософия - умозрительное истолкование природы (рассматриваемой в ее целостности), опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Начиная с античности - периода наибольшего влияния натурфилософии, ее роль исторически менялась. Утратив прогрессивные позиции, которые определялись объективной логикой развития науки, натурфилософия постепенно превратилась в фактор, сдерживающий познание противоречивых объектов природы и социальных отношений.

Творчество античных философов содержит немало гениальных догадок об устройстве Вселенной. Под природой они подразумевали реальность, не зависящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Для них природа выступала как фюсис, что, собственно, и означало это слово на греческом языке. Природа - это мировой процесс порождения. Само слово природа переводится как производить на свет, взращивать, порождать, создавать, расти... Аристотель в фюсисе усматривал первоматерию, лежащую в основе каждого из тел, имеющих в себе самих начало движения и изменения. Древние были заняты поиском первооснов. Так, например, Фалес полагал, что звезды состоят из такого же вещества, что и Земля. Анаксимандр утверждал, что миры возникают и разрушаются. Анаксагор был одним из первых приверженцев гелиоцентрической системы. Для древних греков вода, огонь, воздух олицетворяли не только начала жизни, но имели божественный статус.

На первых порах формирование взглядов на природу определяется восприятием ее как целостного бытия. Наиболее показательны в этой связи воззрения Гераклита, для него природа - это истинное бытие, скрытое от взоров. Познание природы предполагало снятие покрова таинственности. “Природа любит таиться”. Отсюда тяготение к антропоморфизации природных сил. Тенденция, сохранившаяся до наших дней. Отсюда выражения: «мать – природа», «душа природы», «роковые силы природы»... С особой выразительностью единение и неразрывность человека с природой запечатлелись в мировой культуре и прежде всего в поэзии. Так, уже в XIX столетии русский поэт-философ Ф. И. Тютчев (1803– 1873) писал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Христианское мировоззрение, опираясь на учение Птолемея, считало Землю средоточием Вселенной. В XV- XVIII вв. представления о природе формируются в рамках пантеизма – Бог растворяется в природе. Крушение птолемеевой системы связано с именем польского астронома Н. Коперника (1473-1543), в соответствии с воззрениями которого Земле отводилось место одной из рядовых планет, обращающихся вокруг Солнца. Тем самым человечеству было впервые показано его истинное место во Вселенной.

Изобретение телескопа позволило итальянскому ученому Г. Галилею (1564-1642) установить, что планеты – это небесные тела, во многих отношениях похожие на Землю.

  • Лекция 10. Философия хх столетия.
  • Лекция 11. Проблема Бытия.
  • Лекция 12. Взаимообусловленность материального и идеального
  • 2. Сущность, идеального.
  • Лекция 13. Лекция 14. Философская проблема сознания.
  • Лекция 15. Проблема Познания в философии.
  • Лекция 16. Специфика научного познания
  • Лекция 17. Философское учение о человеке. Специфика философского рассмотрения человека. Эссенциализм в понимании человека. Человек в парадигме экзистенциализма. Человек в нигилизме.
  • 1. Специфика философского рассмотрения человека.
  • 2. Эссенциализм в понимании человека.
  • 3. Человек в парадигме экзистенциализма.
  • 1.4. Человек в нигилизме.
  • 1.5. Прагматическая модель человека.
  • Лекция 18. Философский анализ основ общества Специфика философского анализа общества. Понятие общества в теориях экономического детерминизма.
  • 1. Специфика философского анализа общества
  • 2. Понятие общества в теориях экономического детерминизма
  • 3. Индетерминистская концепция общества.
  • 4. Общество в функциональной теории.
  • 5. Общество как система: структура и уровни.
  • 6. Общество и общественные отношения.
  • 1.Формационный и цивилизационный подходы к истории и сущности общества как формы мышления
  • 2. Философия истории г. Гегеля.
  • 3. Формационный подход к. Маркса.
  • 4. Формационный подход д. Белла.
  • 5. Понятие осевого времени и его значение в философии истории к. Ясперса
  • 6. Концепция культурно-исторических типов н.Я. Данилевского.
  • 7. Философия истории о. Шпенглера.
  • 8. Теория локальных цивилизаций а. Тойнби.
  • 1. Понятие движущих сил развития: теория классовой борьбы: теория классовой борьбы, функциональная теория конфликта, концепции деструктивной роли масс.
  • 1.1. Теория классовой борьбы
  • 1.2. Функциональная теория конфликта
  • 1.3. Концепции деструктивной роли масс
  • 2. Понятие «духа капитализма» и теория социального действия м.Вебера. Идея пассионарности л.Гумилева.
  • Лекция 21. Проблемы философии культуры. Понятие культуры. Концепции культуры в истории мысли. Проблема начала культуры. Роль имени в реализации социальности
  • 7.1. Понятие культуры. Концепции культуры в истории мысли
  • Проблема начала культуры. Роль имени в реализации социальности
  • Лекция 22. Философский анализ взаимоотношения Общества и природы.
  • Лекция 23. Философия техники
  • 1. Понятие техники. Техника в контексте проблемы свободы человека.
  • 2. Эволюция техники. Информационное общество и виртуальная реальность как результаты развития современной техники.
  • 3. Техническая и гуманитарная культуры мышления.
  • Часть II. Хрестоматия
  • Тема 1. Специфика философского знания
  • Н.О. Лосский
  • Умозрение как метод философии
  • М. Хайдеггер основные понятия метафизики
  • 1. Несравнимость философии
  • 2. Определение философии из нее самой по путеводной нити изречения Новалиса
  • 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию
  • Тема 2. Бытие Парменид о природе
  • Платон софист
  • И. Кант критика чистого разума
  • Г. В. Фр. Гегель энциклопедия философских наук
  • Ж.П. Сартр бытие и ничто
  • Часть 1. (5. Происхождение небытия
  • Тема 3. Диалектика Платон софист
  • Г.В.Фр. Гегель энциклопедия философких наук
  • С.Н. Булгаков свет невечерний
  • Тема 4. Философское учение о сознании. М. Хайдеггер что значит мыслить
  • К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного
  • Тема 5. Философское учение о познании м.К. Мамардашвили формы и содержание мышления
  • Историческая формулировка проблемы.
  • П. А. Флоренский столп и утверждение истины
  • Тема 6. Философское учение о человеке.
  • Л.Н.Толстой
  • Суд над сократом и его защита
  • (По апологии платона)
  • К. Маркс тезисы о фейербахе
  • Ф. Ницше так говорил заратустра
  • Шелер м. Положение человека в космосе
  • Хайдеггер м. Письмо о гуманизме
  • М.К. Мамардашвили проблема человека в философии
  • Тема 7. Философский анализ основ общества к. Маркс к критике политической экономии
  • Т. Парсонс введение. Общий обзор.
  • К. Поппер открытое общество и его враги
  • Тема 8. Основные проблемы философии истории г.В.Ф. Гегель философия истории
  • М. Вебер протестантская этика и дух капитализма
  • О. Шпенглер закат европы
  • А. Дж. Тойнби сравнительное исследование цивилизаций
  • Надломы цивилизаций
  • Церковь как "куколка"
  • Д. Белл постиндустриальное общество
  • К. Ясперс смысл и назначение истории
  • Осевое время
  • Н.Я. Данилевский россия и европа
  • Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
  • Тема 9. Проблемы философии культуры э.Б. Тайлор первобытная культура
  • Шпенглер о. Закат европы
  • Исторические псевдоморфозы
  • Лотман ю. Статьи по типологии культуры
  • Культура и информация. Культура и язык.
  • С.Л. Франк этика нигилизма
  • Тема 10. Философский анализ взаимоотношений общества и природы к. Маркс критика политической экономии
  • Фрейд з. Неудовлетворенность культурой
  • Хайдеггер м. Вопрос о технике
  • Оглавление
  • Часть I. Курс лекций. 3
  • Часть II. Хрестоматия 162
  • Лекция 22. Философский анализ взаимоотношения Общества и природы.

    Природа как объект философского анализа. Природа и общество, их взаимосвязь. Сущность географического детерминизма, геополитики, демографического фактора. Экологические проблемы и современность. От биосферы к ноосфере.

    Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.

    Понятие «природа» - одно из наиболее широких научных понятий. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, или как часть универсума. Природа всегда была объектом познания человека. Для естествознания природа – это объект, рамки которого определяются техно-биологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. В философском плане природа, прежде всего соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество в данном случае рассматривается как обособившаяся часть природы, условие и, одновременно, продукт человеческой деятельности. Общество и природа функционируют по своим законам, а также через взаимосвязь. Природа вечна, вечны и ее законы, человек и человечество (в их конкретных формах и конкретных точках мироздания) – конечны, законы их функционирования ограничены во времени. Природа существует вне, независимо от человека (имеется в виду первичная, непреобразованная природа), а человечество существует в природе и в существенной зависимости от нее. Общественная жизнь сложное явление и она не сводима только к социальному. Нельзя забывать про телесную организацию и определенный способ существования человеческого индивида.

    К природным основам общества относятся:

      телесная организация человека (человек – биосоциосистема);

      народонаселение (в процессе производства человек производит средства для удовлетворения своих потребностей и воспроизводит себя);

      природные условия, т.е. географическая среда.

    По существу природа обладает генетическим приоритетом по отношению к обществу. Всесилие человека над природой это иллюзии антропоцентризма. На разных этапах развития общества люди по-своему оценивали значение природных факторов, соответственно формировались различные ценностные отношения человека к природе.

    Почитание, преклонение перед природой на начальном этапе человеческой истории порождает в античной философии рассмотрение природы как проявление совершенства, гармонии, средоточия логоса (закона, порядка), человек был полностью, безраздельно зависим от нее.

    В Средневековой философии произошло противопоставление природе (земному) некоего абсолютного духовного начала – Бога, который стоит как над природой, так и над человеком. Начинает формироваться представление об особенности, избранности человека и, следовательно, превосходства, господства его над природой.

    Заложенная тенденция продолжает развиваться в эпоху Возрождения. Абсолютизация человека, его сущностной способности к творчеству, порождает представление о нем как непосредственном соучастнике творения природы. В эту эпоху, а также особенно в Новое время природа превращается в поле активной деятельности человека. Он стремится не только познать ее законы, ее сущность, но и покорить ее, установить над ней свое господство. В ХХ веке стремление людей утвердить свое господство над природой достигло планетарных масштабов. Вместе с этим, человек начинает осознавать ранимость природы, ее зависимость от его деятельности, а также свою зависимость от природы. Порождается необходимость нового типа ценностной ориентации – ответственное, нравственное соизмеримое потребностям общества с возможностями природы.

    История взаимодействия природы и общества делится на четыре этапа:

      этап пассивного потребления;

      активного использования природных ресурсов;

      преобразования;

      глобальной реконструкции.

    Основой изменения взаимодействия является развитие производительных сил, техники и самого человека через совершенствование познания.

    Результатом производства является создание искусственной, преобразованной, вторичной природы. В отличие от естественной, она не только порождается человеком, но и функционирует в зависимости от него. Именно эту природу человек стремится сформировать по своему усмотрению, но наталкиваясь на объективные законы терпит фиаско, как результат – очередные экологические катастрофы.

    Искусственная природная среда многофункциональна и роль, которую она выполняет, довольно сложна. Ее можно рассмотреть как результат адаптации человека к естественной природе, это условия его выживания, утверждения своей особенности над миром животных, реализация своей творческой сущности, с другой стороны создание искусственной природной среды породило, а затем и углубило момент отчуждения человека от природы, позволило восторжествовать иллюзорному представлению о своем господстве над природой, утвердить принцип вседозволенности по отношению к ней. Парадокс заключается в том, что все попытки человека уйти от естественной природы, оградится от нее искусственной, ни к чему не приводят, своими корнями человек принадлежит природе, он сам часть природы, без нее его нет, также как современная природа такова лишь потому, что частью ее является человек.

    Взаимосвязь природы и общества очевидна. Менее очевиден характер их взаимоотношений. Но то, что общество развивается в контексте определенных природных условий и от них во многом зависит уровень, направленность развития, выработка систем ценностей, в практической истории было подмечено давно, еще мыслителями древности. Научно-философское оформление этих взглядов осуществлено было в XVII-XVIII веках в контексте западной научной мысли, формируется географический детерминизм. Сущность его в следующем: развитие общества решающим образом определяется влиянием на него различных географических (природных) факторов. Географическая среда – та часть природы, которая включена в сферу жизни человека, прежде всего в производственный процесс, и оказывает соответственное влияние на характер, содержание, направление этой деятельности.

    В философии впервые это обосновал Шарль Луи Монтескье (XVII-XVIII века, французский философ). В своей работе «О духе законов» он пишет, что законы должны соответствовать физическим свойствам страны, климата, качествам почвы, все это и другие географические факторы определяют дух народа и характер общественного развития.

    К географическим детерминистам относятся по своим убеждениям Боден (XVI в.), Тюрго (XVIII в.).

    К географическому направлению близка и теория Л. Мечникова. В работе «Цивилизация и великие исторические реки» всю историю человечества он делит на три периода: речной, средиземноморский, океанический.

    С точки зрения марксистов в развитии общества играют главную роль внутренние причины, прежде всего развитие производительных сил, именно они и детерминируют характер взаимодействия природы и общества. Но роль географической среды они не отбрасывают. Между природой и обществом совершается обмен веществ, этот обмен осуществляется через производство, процесс труда, являясь всеобщим условием обмена веществ между человеком и природой.

    Геополитика одна из боковых ветвей географического детерминизма, это концепция жизненного пространства и расового превосходства. Геополитика объясняет внешнюю политику государства географическими факторами: характером границ, наличием природных условий, ископаемых и ресурсами, климатом, рельефностью. Все эти факторы рассматриваются как категорический императив, при этом игнорируются социально-экономические факторы. Термин геополитика был введен известным правоведом Челленом (1916 г.), но исходные идеи были сформулированы еще в Х1Х веке Ратцелем (Германия), Мэхэном (США), Маккендером (Англия).

    Как показал исторический опыт, не всегда наличие природных полезных ископаемых с необходимостью способствует экономическому развитию страны. Правильнее сделать вывод, что географическая среда – это часть природы, но такая часть, которая связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей и ее воздействие на эти сферы осуществляется не только через систему материального производства.

    С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропогенное влияние, усиление которого напрямую связано с увеличением количества населения. Развитие производства обусловлено ростом производительных сил (главная производительная сила – человек). Рост населения, таким образом, продиктован развитием производства как необходимость и не только. Человеческое общество как сложная система в процессе самосохранения осуществляет воспроизводство людей, что подчиняется как социальным, так и биологическим закономерностям. Демографическая проблема (демос – народ (греч.)) относится к глобальным проблемам современности, имеет свою предысторию и отражает факт непрерывного возрастания численности населения на земном шаре. В начале эпохи неолита (VII-VI тыс. до н.э.) на планете проживало предположительно 10 млн. человек, а в конце ХХ века достигла 6 млрд. человек.

    До успехов научно-технического прогресса во всем мире господствовал экстенсивный тип воспроизводства населения, сейчас осуществился переход к интенсивному типу воспроизводства населения.

    Демографическое давление на окружающую среду возрастает и будет расти, что порождает ряд сложных проблем. Так, прирост населения на современном этапе достигает до 83 млн. человек в год, при этом прежде всего «ртов», а потом только «рук». Западные футурологи разработали концепцию «золотого миллиарда», т.е. 1 млрд. людей имеют все необходимое для своего существования, остальные миллиарды – аутсайдеры (последние спортсмены, не лидеры).

    В настоящее время взаимодействие общества и природы происходит в таких широких масштабах, что породило в качестве одной из глобальных проблем современности так называемую экологическую проблему. Глобальные проблемы («глобус» - Земля (лат)) – это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. Философское осмысление глобальных проблем – это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые приводят к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. Глобальные проблемы бывают естественно-природного и социального характера. Они имеют общие черты: затрагивают интересы всего человечества, для их решения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

    Технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу обнажили скудность наших знаний об основных свойствах окружающей нас привычной природы, о формах и уровнях ее организованности, о структурных механизмах ее саморегуляции. Выявились и ограниченность знания о результатах воздействия на окружающую среду, отсутствие методов их прогнозирования, понимания механизма возникновения социально-экономических противоречий в природопользовании. Произошло нарушение определенного гармоничного состояния достигнутого между природой и обществом, если за гармонию понимать некое идеальное состояние, которое выражает слияние различных компонентов системы в единое органическое целое.

    Начиная с конца 60-х годов ХХ века объектом научного изучения представителей многих научных направлений естественников, а также гуманитариев, социологов, становится феномен экологический кризис.

    Первыми к изучению проблемы и выработки предложений по возможности ее решения приступили ученые, представители так называемого «Римского клуба» (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель и многие другие). В качестве альтернативы экологическому кризису, как глобальному явлению выдвигались концепции «глобального равновесия», «стратегии выживания», «органичного роста» и т.д.

    А. Печчеи в книге «Человеческие качества» предлагает человеку посмотреть на себя как на главного источника ситуации и решать ее не через и посредством техники, науки, производства, а через улучшение самого себя. Философы разработали ряд аспектов нового гуманизма: понимание человеком своей глобальности, стремление к справедливости, отвращение к насилию. Это путь к преодолению кризиса человека, а затем кризиса человечества. Б. Коммонер в книге «Замыкающий круг» (1974 г.) предлагает предельно простые законы, вытекающие из предельно сложной проблемы: все связано со всем, все должно куда-то деваться, природа знает лучше, ничто не дается задаром.

    Без выявления и анализа причин экологической ситуации бессмысленно выдвигать концепции ее решения. А причин достаточно много и они предельно разнообразны. Так, среди них: развитие производительных сил, т.к. технический прогресс невозможен без природных богатств; рост населения, ведущий к росту потребностей; разрыв между возможностями изменять природу и предвидеть их последствия; характер противоречий между природой и обществом, определяемый их сущностью; упадок вообще в человеческом сообществе культуры, нравственности, духовности; нарушение экологического равновесия в результате усиления антропологического фактора; отчуждения человека от природы в процессе трудовой деятельности; неэкологическое развитие науки и техники; утрата человеком в контексте углубленного познания природы ее целостного характера и т.д.

    В контексте истории Земли отмечался ряд экологических кризисов, они носили стихийный характер, в отличии от современного экологического кризиса, подготовленного осознанной деятельностью человека. Не только безудержный рост производства усиливает негативную экологическую ситуацию. Решать ее человечество вынуждено в условиях классовой и социальной неоднородности, при различных экономических, политических, культурных условиях, на основе различных (иногда противоречивых) духовных, идейных установках. Особенность экологической ситуации заключается еще и в том, что она напрямую связана с загрязнением сознания, упадком нравственность и поэтому экологическая проблема – проблема нравственной чистоты. Ценность жизни - вот главная ценность, которой должно подчиняться все развитие науки и техники, экономические и политические интересы, государственные и личные, религиозные и национальные.

    Теория биосферы, разработанная В.И. Вернадским, оказывается необходимой естественно-научной предпосылкой для создания и осмысления экологии человека и экологической проблемы вообще.

    Биосфера, по Вернадскому, это все живое и условие существования жизни. Это целостная система функционирования по законам необходимого разнообразия, динамического неравновесия, стремится через развитие к своему самосохранению. Современное понимание биосферы – это кибернетическая система с возрастающей помехоустойчивостью. И поэтому история человечества не есть что-то случайное, а связано с развитием биосферы. С одной стороны, обеспечивая ее устойчивость, с другой – человечество та помеха, которая может привести эту систему к гибели. Биосфера как сложная система состоит из огромного количественного и качественного разнообразия элементов, а также их связи и отношения. Всю биосферу можно разделить на сферы, одна из них антропосфера, с ней тесно связаны техносфера и ноосфера. Техносфера – это материальная культура, технические сооружения, она не принадлежит биосфере, но является ее производным. Техносфера состоит из двух элементов:

      остаточный культурный слой (руины, шахты, рудники заброшенные и т.д.)

      активный слой – современные города, действующая техника и т.д.

    Ноосфера связана с разумной деятельностью человека, это производное социальной жизни, природы человека и человеческого общества. Изменение техники ведет к изменению окружающей среды, поэтому первоочередная задача современности не приостанавливая темпов развития техники сохранить функционирование целостной системы, которой является биосфера. Отсюда вытекают следующие положения, которым должен следовать человек в своей деятельности:

      сохранение биосферы через сохранение элементов ее составляющих. (При этом человек ее элемент, характер его существования – тенденция к сохранению);

      сохранение биосферы возможно при условиях восстановления ее отмирающих элементов;

      сохранение биосферы возможно при сохранении ее структуры, законов взаимодействия.

    Ноосфера – это новое, качественное состояние биосферы, функционирование которой зависит от разумной деятельности человека, приобретающей научный характер. Основные положения о ноосфере В.И. Вернадский излагает в статье «Несколько слов о ноосфере», написанной в 1944 году. Родоначальниками ноосферной концепции являются ученые Э. Ле Реда, французский философ и математик (у него ноосфера – сфера разума для характеристики современной геологической стадии развития биосферы) и П.Т. де Шарден, философ, теолог (ноосферу он рассматривает как одну из стадий эволюции мира в основе развития которой лежит целеустремленное сознание).

    Концепция Вернадского обобщает все ранние известные эмпирические данные в целостную систему знаний, он объясняет, какие факторы способствуют переходу биосферы в ноосферу. Главная роль принадлежит человеческой деятельности, именно труду и мысли. Эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. Роль человека, по Вернадскому, в биосфере и, следовательно, в ноосфере:

      как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

      как область активного проявления научной мысли;

      как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

    Отношение к концепции ноосферы не однозначно, в научном мире существуют следующие точки зрения:

      ноосфера уже есть, она появляется с появлением разума (разумного человека);

      ноосфера – проблема будущего, достаточно далекого, так как на сегодня не выполнены те требования, о которых говорил Вернадский (отсутствие войн, равенство всех людей и другие);

      ноосфера – это утопия, это то светлое будущее, о котором всегда мечтает человек.

    Основной вывод: либо развитие нашей планеты сделается управляемой интеллектом человека, либо, если это не состоится – человечество ожидает гибель, третьего пути не дано.

    "

    Часть IV. Человек в природе, истории, обществе и культуре.

    1. Взаимосвязь человека и природы.

    2. История взаимоотношений общества и природы.

    3. Глобальные экологические проблемы.

    4. Пути решения экологических проблем.

    5. От биосферы - к ноосфере.

    Природа - это естественная среда обитания человека. Взаимосвязь человека и природы очевидна. Человек возник в ходе эволюции природы, существует в природе и абсолютно от нее зависит. Но в тоже время человек, в какой-то степени, существо надприродное. На определенном этапе своей эволюции, он начал преобразовывать природу и на ее базе создавать новый искусственный мир - мир культуры (вторая природа). В состав этой окультуренной природы входят не только здания, оборудование, транспорт, бытовые вещи и т.п., но и живые организмы: сорта растений и породы животных, выведенные человеком. По мере развития человечества, роль искусственной среды постоянно возрастает, а роль природных факторов уменьшается. Окультуренное пространство постепенно, но неотвратимо теснит дикую природу и уже сейчас во много раз превосходит ее. В настоящее время практически вся пригодная для жизни суша освоена человеком и началось активное освоение океанов, на очереди практическое освоение ближнего Космоса. Некоторые люди, даже посчитали, что человек установил полное господство над природой. Все это, порождает у части человечества иллюзию независимости от природы, самодостаточности и всемогущества.

    Но это очень опасное заблуждение, человек, при всем своем желании, не перестал быть природным существом. Он существует в очень ограниченной части природного мира - биосфере, в которой все взаимосвязано и подчинено определенным законам. Любое неразумное вмешательство в эту отлаженную систему, может привести к необратимым последствиям, в том числе к ее разрушению, а значит и гибели человечества.

    Мощь природы и человечества несоизмеримы. Природные силы в любой момент могут стереть человечество с лица Земли. Человечество, к счастью, не в силах уничтожить природу в целом, но оно способно оказывать на нее влияние, как положительное, так и отрицательное. К сожалению, в последнее время отрицательное воздействие человека на природу, прежде всего биосферу, значительно усилилось, что поставило перед нами, новую, невиданную ранее проблему - проблему выживаемости не отдельного человека или народа, а всего человечества.

    Чтобы лучше разобраться с сутью этой проблемы, необходимо рассмотреть историю взаимоотношений человека и природы. На различных этапах своего развития люди, по разному относились к природе, а значит по разному, и взаимодействовали с ней. На начальном этапе своей истории человек обоготворял природу и относился к ней с глубочайшим почтением. Такой тип отношений, конечно, был обусловлен практически полной зависимостью первобытного человека от природы, так как люди в то время занимались в основном собирательством, охотой, рыболовством, а также примитивным земледелием и скотоводством, Плотность населения была, довольно низкой и это позволяло древним людям жить в гармонии с природой, не нанося ей никакого вреда.



    В средние века отношение человека к природе резко изменилось. Человек отказывается от поклонения природе, возвышает себя над ней и объявляет себя ее хозяином. Связано это было с распространением христианской религии, которая утверждала богоподобие человека и то, что Бог сотворил природу, именно, для человека. И хотя средневековые люди изменили отношение к природе, но практически никакого вреда ей не приносили, потому, что уровень развития производительных сил в то время, был по-прежнему очень низким.

    В Новое время (в связи с переходом от феодализма к капитализму) начинается переход от пассивного чувства превосходства над природой, к ее практическому покорению. Главным побудительным мотивом хозяйственной деятельности человека становится получение прибыли. Поэтому природа начинает рассматриваться как потребительская ценность, способная приносить доходы. Начинается широкомасштабная, иногда варварская, эксплуатация природных ресурсов. Именно в Новое время началась массовая вырубка лесов, были полностью истреблены многие виды животных и птиц, но самое главное, именно в это время начинается добыча и переработка полезных ископаемых. Причем никаких очистных сооружений на предприятиях, в то время, не устанавливалось и все вредные отходы производства выбрасывались в окружающую среду. Это приводило к довольно значительному загрязнению природы и появлению первых экологических проблем. Но так как, промышленность развивалась лишь в странах Европы и на территории США, то эти проблемы носили локальный характер, и у природы хватало собственных сил, чтобы справиться с ними.

    В Новейшее время рост населения и научно-технического потенциала, в корне изменили характер воздействия общества на природу. Загрязнение окружающей среды стало повсеместным, глобальным. Природа исчерпала запас прочности и не может уже самостоятельно справиться с этим разрушительным воздействием. И, как результат, во второй половине 20 века перед человечеством во весь рост встали глобальные экологические проблемы.

    Какие же экологические проблемы встали перед нами? В чем их конкретные причины и суть? Какими последствиями они грозят человечеству? Среди тысяч экологических проблем, особо выделяются так называемые глобальные экологические проблемы, угрожающие не отдельным регионам и странам, а всему человечеству. Таких проблем по большому счету четыре. Рассмотрим их более обстоятельно.

    1.Истощение природных ресурсов Земли. Как мы знаем, население планеты довольно быстро увеличивается. Еще быстрее растут его потребности и запросы. Чтобы удовлетворить возрастающие потребности человечества и обеспечить его поступательное развитие, необходимо задействовать все большее количество природных ресурсов. Поэтому добыча и переработка этих ресурсов постоянно растет, а запасы их не безграничны. В принципе все природные ресурсы можно разделить на два вида: возобновимые (это, прежде всего биоресурсы - древесина, рыба, животные и т.д.) и невозобновимые (минеральное сырье и энергоносители). Если даже взять возобновимые ресурсы, то их потребление намного превышает восстановление. Мы видим, как сокращаются площади лесов, степей, лугов, количество рыбы и диких животных. Невозобновимые ресурсы тоже сокращаются довольно быстрыми темпами. Особенно остро в настоящее время встала проблема энергоносителей (нефти и газа). По прогнозам экспертов основные месторождения нефти и газа будут исчерпаны уже, через несколько десятилетий.

    Чем все это нам грозит? Первые последствия нехватки энергоносителей начали проявляться уже в наши дни. Это рост цен на топливо, горюче­смазочные материалы и электроэнергию, а значит и на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В свою очередь, это привело к усилению политической и военной напряженности в мире, из-за обострения борьбы за энергоресурсы. Поэтому вероятность крупного военного конфликта резко возросла. В более отдаленной перспективе истощение ресурсов грозит человечеству регрессом и резким сокращением численности населения на Земле.

    2. Глобальное потепление в результате парникового эффекта. По мнению многих ученых на Земле уже началось глобальное потепление. Главная причина потепления - хозяйственная деятельность человека, а если точнее выбросы в атмосферу парниковых газов (углекислый газ, метан и др.). Каждый год наша промышленность (прежде всего тепловые электростанции) выбрасывают миллионы тонн углекислого газа в окружающую среду. Эти газы свободно пропускают солнечные лучи, те нагревают атмосферу и поверхность Земли, но образовавшееся тепло эти газы задерживают. Таким образом, нарушается тепловой баланс Земли (большую часть тепла Земля отдает в космическое пространство) и начинается глобальное потепление. Среднегодовая температура уже поднялась почти на 1 градус по Цельсию и по прогнозам, к середине 21 века достигнет порогового значения в 4 градуса. Что это значит? Пока температура будет подниматься до критической точки, изменения климата будет происходить довольно медленно и своевременное вмешательство человека сможет вернуть ситуацию в исходное состояние. При достижении порогового значения, начнется резкое, лавинообразное изменение климатических условий и вмешательство человека будет уже бесполезным, т.е. ситуация выйдет из-под контроля.

    Чем это грозит человечеству? Прежде всего, стихийными бедствиями: количество и сила ураганов, смерчей, наводнений, засух, резко возрастут. Но самое главное начнется массовое таяние ледников и довольно быстрый подъем уровня Мирового океана. По прогнозам около 70 % суши поглотит море, а это, прежде всего низменные самые плодородные земли. Наступление океана непременно приведет к разрушению промышленной и транспортной инфраструктуры, военным конфликтам, голоду и в конечном итоге к регрессу и сокращению численности человечества.

    3. Загрязнение окружающей среды промышленными, транспортными и бытовыми отходами. Как мы уже выяснили, в Новейшее время происходит бурное развитие промышленности и транспорта. Но для нормальной работы промышленных предприятий требуется воздух, вода и сырье. Все это берется из природы, но в процессе производства, вода и воздух загрязняются вредными химическими соединениями, а из сырья получаются не только полезные вещи, но и ядовитые отходы, И вся эта грязь неизбежно попадает в окружающую среду. Добавьте сюда выбросы транспортных средств: автомобилей, тепловозов, речных и морских судов, авиации и космической техники.

    Также резко изменился быт населения. Нас уже не устраивают просто товары, нам подавай все в ярких, герметических упаковках. А это, как правило, химия и всю эту полиэтиленовую тару мы выбрасываем. Все вы видите, сколько бытового мусора дает наш небольшой город, представьте, сколько мусора скапливается в огромных мегаполисах. Если темпы загрязнения останутся такими как сейчас, а они, к сожалению, усиливаются, то уже к концу 21 века мы сделаем среду своего обитания непригодной для жизни, а это приведет уже не к регрессу, а к полному вымиранию человечества.

    4. Разрушение озонового слоя. Существование жизни на Земле зависит от множества факторов, но одним из важнейших условий ее нормального функционирования является небольшая прослойка озона в атмосфере. Озон защищает все живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Озон - это особая форма кислорода и образуется он естественным путем, прежде всего при грозах. Но в последнее время, естественное восстановление озонового слоя не поспевает за процессом его разрушения в результате хозяйственной деятельности человечества. Главные враги озона - это фреоны (охлаждающая жидкость в холодильных установках) и некоторые аэрозоли, входящие в состав парфюмерной и косметической продукции. Они вступают в реакцию с озоном и уничтожают его. Большой урон озоновому слою наносит реактивная авиация и запуски ракет. В результате этого озоновый слой начал быстро разрушаться, а над полюсами возникли так называемые озоновые дыры, Если темпы разрушения озонового слоя не снизятся, то Земля вскоре лишится этого защитного слоя и все живое на суше погибнет, жизнь сохранится только в глубинах океана.

    Возможно, я привел слишком пессимистический сценарий развития событий, но народная мудрость говорит: «Готовься к худшему, а лучшее само придет». В любом случае без продуманной, решительной деятельности всех людей, эти проблемы не решить, и чем быстрее мы начнем действовать, тем большая вероятность их успешного решения.

    Что же необходимо предпринять, чтобы решить глобальные экологические проблемы ? В принципе ученые уже давно разработали комплекс мер по предотвращению экологической катастрофы и предложили его международному сообществу. Рассмотрим кратко эти предложения.

    1.Для ликвидации экологических проблем необходимо провести модернизацию всех очистных сооружений, т.е. установить качественно новые очистные сооружения на всех фабриках и заводах.

    2. Разрабатывать и внедрять безотходные и энергосберегающие технологии.

    3.Осуществить перевод электроэнергетики от сжигания топлива, на альтернативные источники энергии.

    4.Развернуть широкомасштабное строительство заводов по переработке мусора.

    5. Ужесточить наказания за нарушение экологического законодательства.

    б. Также необходимо в корне изменить отношение людей к природе. Пора отказаться от чисто потребительского отношения к природе. Каждый человек должен понимать значимость природы и заботиться о ней. А для этого надо разработать и внедрить систему экологического воспитания.

    Осуществляется ли все это на практике? Да, но явно в не достаточных масштабах. И самое главное, пока не удается наладить широкомасштабное международное сотрудничество в этой сфере. Судьба «Киотского протокола» и «Гаагской конвенции» показывает, что человечество еще не осознало всей глубины опасности и не готово к согласованным действиям по решению экологических проблем.

    Но даже если человечество одумается и претворит все эти планы в жизнь, мы получим лишь кратковременную передышку, Весь комплекс экологических проблем вставших перед человечеством показывает, что тот путь, по которому сейчас, движется земная цивилизация - тупиковый путь. Цивилизация, основывающая свой прогресс на жесточайшей эксплуатации природы, не имеет будущего. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в переосмыслении прошлого, настоящего и будущего человечества. Перед человечеством встала задача не просто выхода из кризиса, а перехода на качественно новую ступень развития.

    Один из таких перспективных путей развития предложил русский ученый и философ В.И. Вернадский (1863-1945 гг.). Еще на рубеже 19-20 веков он понял, что человечество становится основной геологообразующей силой планеты. Исходя из этого, он делает вывод, что на определенном этапе развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли. Если же развитие мира будет носить стихийный характер, если нагрузки на биосферу будут увеличиваться неконтролируемым образом, то это может привести к гибели и биосферы, и человечества. Так как человечество не может развиваться без использования природных ресурсов и без изменения в своих интересах окружающей среды, то необходимо это делать разумно. Главная задача добиться гармонизации отношений человека с природой и придать новый разумный импульс развитию человечества и биосферы. Таким образом, постепенно биосфера, как сфера стихийной жизни, -трансформируется в ноосферу - сферу разумной жизни.

    Однако Вернадский указал только перспективу и не раскрыл конкретных механизмов достижения этой цели. В условиях первой половины 20 века это было не реально, а значит и не разумно, так как он понимал, что этот процесс займет очень продолжительное время, и будет требовать постоянной корректировки, исходящей из конкретно складывающейся ситуации.

    Но в настоящее время уже чувствуется настоятельная необходимость философской проработки первоочередных мер для поворота человеческой цивилизации на новый перспективный путь развития.

    Вопросы и задания.

    1. Что такое природа? Покажите взаимосвязь природы и человека.

    2. Охарактеризуйте историю взаимоотношений человека и природы. Почему возникли экологические проблемы?

    3. Назовите и охарактеризуйте глобальные экологические проблемы: причины, суть, последствия.

    4. Какой комплекс мер необходимо предпринять, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

    5. В чем суть учения Вернадского о ноосфере? Каким видится будущее взаимоотношений человека и природы лично вам?

    Введение.2

    1. Нарушение экологического равновесия на планете. Пагубное воздествие человека на природу5

    2. Социотехносфера.16

    Заключение 19

    Список литературы.20

    Выдержка из текста

    Введение

    Ухудшение экологического положения стало особенно заметно с 60-х годов 20-го века. Именно тогда в печать начали широко проникать сообщения о последствиях применения ДДТ и других пестицидов, резком увеличении выделяемых в атмосферу и гидросферу не усваиваемых природой антропогенных отходов, о дефиците материальных и энергетических ресурсов и т. п. Сейчас у человечества две важнейших проблемы: предотвращение ядерной войны и экологические катастрофы.

    Сопоставление не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем же что и применение атомного оружия, — уничтожением жизни на Земле. Механизмы адаптации естественных систем и самого человека к быстрым антропогенно — обусловленным изменениям природной среды перестают срабатывать, вследствие чего природные экосистемы деградируют, и это ударяет по самому человеку. История свидетельствует, что и в прежние эпохи обострялись противоречия между человеком и природой и это приводило к экологическим кризисам. Но это были локальные и региональные кризисы. Древние охотники могли, истребив животных перейти на другое место; древние земледельцы и скотоводы мгли, если почва истощалась или кормов становилось меньше, освоить новые земли.

    Особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их — ограничена.

    У современной цивилизации хищническая мораль «общества потребления». Вспомним в связи с этим один из основных постулатов коммунистической идеи, утверждение о каких то «разумных потребностях», которыми будет довольствоваться некий мифический человек общества будущего. Такую особую разновидность людей можно (если верить писателя — фантастам) взрастить в некоей особой среде, изолированной от вредоносных воздействий, на почве полностью расчищенной от всего старого. Но таким способом можно производить элитный картофель по так называемой безвирусной технологии, когда выращивание начинается в пробирке на клеточном уровне.

    Но и этот материал постепенно деградирует, попав в туже почву, пораженную теми же болезнями. В истории человеческой культуры много сказано о гармонии в природе. Создатель учения о биосфере Вернадский утверждал: «В биосфере все учитывается и все приспосабливается с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии». И не случайно эпиграфом этого труда стали слова Ф. Н. Тютчева: «Невозмутимый строй во всем, созвучие полное в природе». Увеличение человеческой природо-преобразовательной деятельности остро ставит вопрос о гармонии взаимодействия человека и природы.

    Первобытный человек и человек античности не противопоставлял себя природе, более того он сознавал свою неразрывную связь с природой, отождествлял себя с ней и обожествлял ее.

    Становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами. Противоречие между человеком и природой нарастало главным образом с сельскохозяйственной сфере. Новым фактором обострения стало развитие капиталистического способа производства. Всего четверть века назад слово «экология» было известно очень узкому кругу людей. Отношения между обществом и природой интересовали лишь отдельных философов и представителей географических наук.

    На рубеже 60−70-х годов человечество узнало, что все большее загрязнение воздуха и водных источников, оглушающие городские шумы, бесчисленные свалки мусора, удручающее оскудение природных ландшафтов отнюдь не локальные явления. Под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями.

    Противоречия в системе «человек — общество — природа» приобрели планетарный характер. Породив невиданные в прошлом угрозы и опасности, они наложили заметный отпечаток на и без того сложную общую картину современного мира.

    Нарушение экологического равновесия на планете. Пагубное воздействие человека на природу

    На всем протяжении истории человечества воздействие общества на природу развивалось не как простой линейный процесс. Напряженная, а в ряде случаев критическая экологическая ситуация сложившаяся во второй половине нынешнего века, — это сигнал о наступлении новой фазы во взаимодействии общества и природной среды.

    Литосфера (твердая оболочка Земли), и особенно ее верхняя часть, стала объектом наиболее чувствительных антропогенных нагрузок. Это результат вторжения человека в область земных недр; производимых им изменений рельефа местности и природных ландшафтов; как вынужденных, так и неоправданных изъятий из сельскохозяйственного оборота земель; разрушения и загрязнения почвенного покрова, опустынивания и других процессов.

    Велики потери почвенных ресурсов. Общая площадь утраченных для мирового сельского хозяйства обрабатываемых земель достигла за всю историю человечества 20 000

    00. квадратных километров, что больше площади всей пашни, используемой в настоящее время (около 15 000 000 квадратных километров).

    Различные формы почвенной деградации, связанной с антропогенными факторами, представляют собой наиболее крупный источник потерь. От

    30. до 80% орошаемых земель в мире страдают от засоления, выщелачивания, заболачивания. На

    35. обрабатываемых земель эрозионные процессы превышают почвообразовательный процесс.

    1. лет мировые потери верхнего слоя почвы составляют 7%.

    Крупной мировой проблемой стал процесс опустынивания, то есть наступления пустынь на культурные агробиоценозы. Опустынивание — результат неправильного ведения хозяйства (уничтожение древесной растительности, пере эксплуатация земель и т. д.).

    Опустынивание наблюдается в 100 странах мира. Ежегодно из-за этого теряется 6 000

    00. гектаров сельхоз. угодий

    Список использованной литературы

    Список литературы

    2)www.uic.bashedu.ru

    4)Ердаков Л.Н. «Человек в биосфере»

    5)Каменский А.А. «Устный экзамен по биологии в 9-м классе»

    6)www.bsmu.anrb.ru

    7)Пилипович А. «Духовная экология. Земля живое существо»

    8)Захарова М.М. «Философские аспекты осознания перехода общества на модель устойчивого развития экологии и здоровья человека»

    9)Кондратьев К.Я. «Экологический риск: реальный и гипотетический»

    10) Левит А.И. «Экология»

    12) www.un.minsk.by

    13) www.warrax.croco.net

    14. Криксунов Е.А. «Экология»

    15. Агаджанян Н.А. «Экология человека»

    Поделиться: