Бертран рассел история. Бертран рассел история западной философии. О книге «История западной философии» Бертран Рассел

Одним из писателей, внесших вклад в популяризацию философии, был лауреат Нобелевской премии, математик, историк и общественный деятель Рассел Бертран. «История западной философии» - фундаментальное произведение. Оно охватывает весь исторический период развития философии: от античности до Нового времени. В книге автор рассматривает идеи философов и их личности, подавая текст в форме очерков и давая свои оценки разным направлениям философии. Его труд быстро завоевал популярность у широкого круга читателей.

Что привело к написанию книги?

В 1938 г Рассел, будучи знаменитым и уважаемым в научных кругах мыслителем, прибыл в Америку по приглашению Чикагского университета. В следующем году он получил аналогичное приглашение от Калифорнийского университета, а еще через год ему предложили роль преподавателя в городском университете Нью-Йорка. Но едва Рассел успел согласился занять новую должность, в обществе начались волнения. Представители католической церкви были категорически против преподавателя, проповедующего агностицизм и половое воспитание детей с раннего возраста.

Совет по высшему образованию не изменил своего мнения, и тогда сторонники церковной морали подали на Совет и профессора в суд. В вину ему вменялось:

  • аморальное поведение;
  • написание развратных рассказов;
  • поддержка гомосексуальности;
  • поощрение распутного поведения студентов.

В качестве истца выступала некая миссис Кей. Она обвиняла Совет в намерении принять на работу человека с репутацией развратника, который может соблазнить молодых студенток, в частности, дочь миссис Кей. При этом, судом намеренно игнорировался тот факт, что в то время доступ женщин к образованию все еще был ограничен, и попасть на лекцию к профессору Расселу дочь миссис Кей никак не могла.

Рассел ничего не мог ответить на обвинения, поскольку судебный процесс проходил без его участия. Судья Макгеен, разделявший католический взгляды, признал профессора виновным. В это же время, противники атеистического подхода развернули в прессе активную анти-кампанию, которая еще больше дискредитировала Рассела.

Совет по высшему образованию не смог подать апелляцию. К тому же, мер урезал городской бюджет, и университет не мог позволить себе выплачивать Расселу обещанное жалование. Из-за этого, профессор практически полностью лишился средств к существованию. В его защиту выступали многие видные деятели науки, но переубедить городские власти они не смогли. Газеты и журналы отказывались печать его статьи, лекционные турне были отменены.

Сам университет не отозвал приглашение, и Рассел смог преподавать в течение семестра. Но он был настольно стеснен в средствах, что вынужден был ходить пешком, не имя денег на автобусный билет. Затруднительное финансовое положение профессора улучшилось благодаря миллиардеру, который коллекционировал произведения искусства и был сторонником популяризации науки. Он предложил профессору подписать контракт, дающий право читать лекции в Фонде лекций.

Но, вскоре миллиардер подал в суд, требуя аннулирования контракта в одностороннем порядке, мотивируя это тем, что материал для лекций профессора был недоработанным, и читать его слушателям было нельзя. Суд встал на сторону Рассела и присудил миллионера к выплате компенсации. Позднее, материалы лекции были собраны в книгу «История западной философии» - самую успешную работу Рассела.

Взгляды критиков на вышедшую книгу кардинально отличались. Философию Рассела Бертрана либо горячо разделяли, либо называли поверхностной. Некоторые литераторы называли «Историю западной философии» сборником сочинений, который больше похож на личный дневник, чем на учебник. Например, труды Платона и Гераклита рассмотрены вскользь. Чтобы ознакомиться с их творчеством, следует прочитать дополнительную литературу, а еще лучше - ознакомиться с первоисточником. Но, даже при учете этих недостатков, обобщенный сборник Рассела остается очень востребованной книгой. Он позволяет вкратце ознакомиться с мировоззрением известных философов, представленным в доступной и увлекательной форме.

Книга Рассела состоит из 3 частей:

  1. Описывает историю развития философии. Писатель упоминает основные даты, приводит выдержки из биографии правителей, дает краткое описание их политических взглядов, доминирующей культуры и переломных моментов. Эта часть занимает почти половину от общего объема книги.
  2. Рассказывает непосредственно о философских концепциях. Здесь, Рассел рассматривает отдельные теории, которые были популярны в определенный исторический период.
  3. Представляет свой взгляды на каждую теорию. С одними о соглашается, других критикует. Особенно остро он реагирует на философов, придерживающихся устаревших взглядов. Автор оспаривает мировоззрение всех христианских философов, в первую очередь, Фомы Аквинского. Атеистические взгляды Рассела не позволяли ему объективно оценивать логическую основу учений религиозных философов.

Профессор не подбирает выражения, критикуя теории, пытающиеся объяснить происхождение Бога и его влияние на мир. Именно из-за своей нетерпимости к религиозным доктринам Рассел постоянно оказывался в центре скандалов и часто получал угрозы.

Мнение читателей

Читатели, разделявшие мнение Рассела о религии и Боге, встретили книгу с восторгом. Еще при жизни писателя, «История западной мысли» переиздавалась несколько раз, поскольку тираж мгновенно раскупали. Также, популярность Рассела объясняется его писательским талантом. Благодаря легкому увлекательному слогу он мог подать под нужным углом любую идею. Он считал философию источником знаний, способным научить человека правильно воспринимать жизнь, быть уверенным в своих силах, но не витать в облаках.

Одним из довольных читателей книги был - Альберт Эйнштейн. Он назвал ее работой, имеющей высшую педагогическую ценность. С ним был согласен Энтони Грейлинг, назвавший книгу Рассела отличным способом популяризации Западной мысли. Читатели, воспринявшие книгу негативно, также не преминули высказать свое мнение. Лео Робертс назвал «Историю западной философии» худшей книгой философа. Джордж Барс посчитал ее необъективной. Он считал, что Рассел оценивает взгляды философов со своей позиции и не учитывает исторический контекст.

Сам писатель считал, что написание такой аналитической книги было необходимым. В присущей ему манере Рассел отвечал критикам, что его излишняя субъективность - свидетельство того, что у него есть собственное мнение.

http://www.krotov.info/lib_sec/17_r/ras/rass_00.html

«Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3‑е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева»: Изд‑во Новосиб. ун‑та; Новосибирск; 2001

ISBN 5‑94087‑006‑6

Аннотация

«История западной философии» Бертрана Рассела хорошо известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии. Ее автор – крупный математик, выдающийся философ и общественный деятель XX века, лауреат Нобелевской премии в области литературы. При подготовке текста уточнен перевод с английского языка, восстановлены все пропущенные места, в том числе глава о Карле Марксе.

Бертран Рассел

История западной философии

И ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней

Предисловие редактора

Книга Б. Рассела «История западной философии» является одной из тех немногих книг, которая способна вызвать любопытство людей, не имевших дело с философией, но людей образованных. Вот два тому свидетельства. Борхес сказал как‑то, что если бы ему было суждено навсегда оказаться на Луне и взять с собой лишь пять книг, одной из них была бы «История западной философии». Другой пример – из жизни крупного научного центра России. Университетское издательство, выпустившее очередное издание книги Рассела, ради экономии бумаги напечатало на обороте верстки Рассела текст книги видного математика. Все сроки сверки математиком текста уже вышли, а издательство не могло получить верстку назад. Оказалось, что математик читал все это время разрозненные страницы книги Рассела, находя большое удовольствие в таком странном знакомстве с философией.

Рассел написал много книг, но история написания «Истории» стоит особняком. С ней связан один из наиболее трудных эпизодов в жизни знаменитого философа, и история эта показательна во многих отношениях, демонстрируя отношение общества к философии и философам.

В изложении обстоятельств создания «Истории западной философии» я многое позаимствовал из книги А. Дж. Айера «Рассел» 1 .

Осенью 1938 года Рассел прибыл вместе с семьей в Америку в качестве приглашенного профессора в университете Чикаго. После этого он получил аналогичное приглашение от Калифорнийского университета, а в 1940 году Совет по высшему образования Нью‑Йорка предложил ему стать профессором городского университета. Но едва он успел принять это предложение и уволиться из Калифорнийского университета, как поднялся настоящий крик против этого назначения. Он исходил от католических кругов, и в вину Расселу вменялись его агностицизм и приписываемая ему пропаганда и практика сексуального аморализма. Поскольку Совет по высшему образованию твердо отстаивал свое решение принять на работу знаменитого философа, противники предприняли сильный ход. Некая миссис Кей из Бруклина была подвигнута на то, чтобы выдвинуть обвинение против Совета, суть которого сводилась к следующему: если приглашение Рассела не будет аннулировано, тогда преподавателем ее дочери может стать человек с ужасной репутацией. То обстоятельство, что Рассел был приглашен читать курс логики в Колледж свободных искусств, в который в те времена женщины не допускались, никем не было принято во внимание. Адвокат миссис Кей, Голдстайн, опираясь по большей части на свое воображение, описал в своей речи работы Рассела как «распутные, сладострастные, похотливые, развратные, эротоманиакальные, распаляющие, недостойные, узколобые, лживые, лишенные морального стержня». Приведя отрывок из книги Рассела «Об образовании», что «ребенок должен с самого раннего возраста иметь возможность видеть своих родителей, а также братьев и сестер без одежды, когда это происходит в естественных условиях», адвокат обвинил Рассела в организации нудистской колонии и добавил совсем уж без всяких на то оснований, что Рассел пописывает похабные стишки и одобряет гомосексуализм. Рассел не смог ответить на эти обвинения, поскольку не являлся участником судебного процесса. Дело рассматривалось судьей‑католиком по имени Макгеен, который решил его в пользу истца на том основании, что учение Рассела может подвинуть его учеников на преступные деяния. В печати против Рассела была поднята несправедливая шумная и злобная кампания, которая вызвала характерное замечание Рассела: «Запахло всеми выгребными ямами Америки». Совет по высшему образованию был лишен возможности апеллировать из‑за юридических хитросплетений, да и апелляция была бы бесполезной, поскольку городской бюджет был урезан мэром Лагардия с таким умыслом, чтобы приглашение Рассела оказалось невозможным уже по финансовым обстоятельствам. В результате этого процесса Рассел оказался в США почти полностью без средств к существованию. Хотя многие видные ученые выступили в его защиту, они не смогли убедить университетские власти практически по всей Америке дать Расселу работу. Все его запланированные лекционные турне были аннулированы, и ни один журнал и ни одна газета не печатали его статей. К счастью, Гарвардский университет имел достаточно смелости и достоинства подтвердить свое приглашение, и Рассел смог провести один семестр в этом университете. Все это время Рассел пребывал в крайней нужде, не имея порой денег даже на автобусный билет. В письме издателю, опубликовавшему в знаменитой серии «Библиотека живущих философов» том, посвященный Расселу (в котором были статьи таких авторов как Эйнштейн и Гедель), Рассел просит того прислать ему книгу, поскольку у него нет средств на ее приобретение.

Крайне затруднительное положение Рассела было облегчено доктором Барнсом, эксцентричным миллионером из Филадельфии, владельцем огромной коллекции современной живописи и изящных искусств и основателем частного фонда, призванного главным образом просвещать историков искусства. Барнс пригласил Рассела читать в Фонде лекции и подписал с ним пятилетний контракт. Этот контракт, однако, через два года был разорван на том основании, что лекции, которые составили основу будущей «Истории западной философии», были недостаточно подготовлены. Забавно, что предлогом для разрыва контракта было требование членов Фонда запретить жене Рассела, которая присутствовала на лекциях, вязать при этом, – требование, которое Рассел отклонил. На самом деле Барнс был известен своей неуживчивостью с творческими людьми, и Рассела предупреждали об этом. В конфликте с Барнсом Расселу больше повезло с судьей, чем в предыдущем случае. Он получил возмещение ущерба в связи с увольнением. Сами же лекции переросли в книгу «История западной философии», оказавшуюся наиболее успешной в финансовом отношении из всех книг Рассела.

«Я испытывал подлинное удовольствие при написании этой истории, потому что всегда полагал, что изложение истории должно быть обстоятельным… Я рассматривал начало „Истории западной философии“ как историю культуры, но в более поздних разделах, когда на первое место выступает наука, содержание работы уже было трудно втиснуть в эти рамки. Я старался изо всех сил, но не полностью уверен, что мне все удалось. Меня часто упрекали, что я писал не подлинную историю, но давал предвзятое объяснение событий, произвольно отобранных мною. Но, с моей точки зрения, человек не может написать интересную историю без пристрастий, да и вообще трудно вообразить человека без подобного рода предубеждений. И претензии на их отсутствие я считаю просто притворством. Больше того, книга, как и всякая другая работа, сохраняет единство благодаря какой‑то уже принятой точке зрения. Именно по этой причине книга, состоящая из очерков разных авторов, менее интересна, чем книга, написанная одним человеком. И поскольку я не допускаю существования человека без пристрастий, я думаю, что лучшее, что можно сделать в случае написания масштабной истории, – это принять пристрастия автора, а тем читателям, которые недовольны ими, обратиться к другим авторам с противоположными пристрастиями. Вопрос о том, какое пристрастие ближе к истине, должен быть оставлен потомкам» 2 .

Таковы обстоятельства написания «Истории западной философии». Как уже говорилось, она оказалась наиболее успешной из книг Рассела в финансовом отношении. Вместе с тем многие полагают, что как раз те книги, которые принесли Расселу широкую известность, уступают по глубине и фундаментальности его специальным работам. В этом отношении «История» не считается, так сказать, «репрезентативным» произведением, дающим полное представление о силе философского таланта Рассела. Тем не менее именно в «Истории западной философии» можно увидеть многое из того, что характерно для Рассела как философа.

История русского издания «Истории западной философии» также весьма любопытна. Мало кто из нынешних молодых людей знает о серии книг под грифом «Для научных библиотек». Между тем для моего поколения серия было подлинным событием. В период хрущевской оттепели появилась возможность опубликовать некоторые книги так называемых «буржуазных философов». Издавались же эти книги крайне ограниченным тиражом, с грифом «Для научных библиотек». Трудно сказать, какого рода «научные библиотеки» имелись при этом в виду, но достать эти книги было действительно трудно. Одной из первых книг этой серии была книга Рассела «Человеческое познание», изданная в 1957 году. Годом позже был выпущен «Логико‑философский трактат» Л. Виттгенштейна. А в 1959 были изданы «История западной философии» Рассела и «Значение и необходимость» Карнапа. Примерно тогда же появилась книга Ф. Франка «Философия науки». Недолго существовала эта серия, и одной из последних книг в ней была монументальная компиляция Т. Хилла «Современные теории познания», изданная в 1966 году.

Естественно, что все русские издания «буржуазных мыслителей» сопровождались предупреждениями об ошибочности изложенных в них идей, а также послесловиями, в которых разоблачалась философская позиция автора, в целом враждебная марксизму. В связи с этим вспоминается типичная история, рассказанная американским профессором Б. Данэмом. Он был приглашен выступить на семинаре перед сторонниками философии обыденного языка, и перед его выступлением ведущая предупредила участников семинара об ошибках, которые наверняка будут содержаться в докладе. Данэм язвительно пишет, что всегда подозревал жрецов культа естественного языка в непорядочности, но не до такой степени. Но когда речь идет об идеологии (неважно какой, как это видно из примера, – левой или правой), понятие порядочности, видимо, просто неуместно.

Расселу отчасти повезло, потому что в то время он был известен как «борец за мир», а борьба за мир была важной составной частью советской политики. В год русского издания (1959 год) Рассел был во главе движения за ядерное разоружение в Великобритании и даже возглавлял марши протеста общественности в Олдермастон, где располагалась американская база ядерного оружия. Быть может, это обстоятельство сыграло свою роль в решении издать его книги. Но даже при таких смягчающих обстоятельствах предупреждающих предисловий и осуждающих послесловий было недостаточно, и в некоторых местах требовалось более радикальное вмешательство – глава «Истории западной философии» под названием «Маркс» была изъята из русского издания вообще. Как заметил редактор русского издания, весьма прискорбно, что Рассел, столь худо зная Маркса, все‑таки удосужился написать про него целую главу.

А редактором русского издания был известный философ В. Ф. Асмус (кстати, тесть известного писателя Ю. Нагибина). У меня сложилось впечатление, что он достаточно либерально отнесся к сугубо технической стороне редактирования перевода, потому что в нем была масса неточностей и искажений текста и, кроме того, отсутствовала унификация терминологии, что полностью на совести редактора, поскольку книга переводилась несколькими людьми. Такого рода проблемы существуют при издании любой книги, тем более такой большой. Но зато редактор написал огромное (более полусотни страниц) послесловие. Странное впечатление вызывает оно сегодня, и нет смысла по вполне понятным причинам ворошить старое. Но одно обстоятельство очень важно – Асмус еще не осознает, что имеет дело не просто с известным «буржуазным» философом, а с человеком, вклад которого в культуру несоизмерим со любым «идеологически правильным взглядом» на философию и человеческую цивилизацию в целом.

Вообще русское издание «Истории западной философии» было сделано весьма добротно. Когда я читал ее в первый раз, мне не бросались в глаза никакие неточности или искажения. Протест вызывала лишь гегельянская традиция перевода ряда терминов (скажем, mind переводился как дух или сознание, но не как ум, что более соответствует британской традиции эмпиризма). И тем не менее, когда я, исходя из стремления обновить справочный материал книги (я имею в виду ссылки на отсутствующие у читателей тех лет книги на русском языке – например, сочинения Платона или Аристотеля), перечитал ее, то обнаружил, что в ряде мест перевод должен быть более точным. Я сверил перевод со вторым английским изданием и внес соответствующие изменения, которые и были учтены при переиздании «Истории западной философии» издательством Новосибирского государственного университета в 1994 году. За этим изданием последовали еще ряд переизданий уже моей редакции книги. Исключение составляет издание «Феникса», в котором ростовские издатели, не мудрствуя лукаво, перепечатали книгу 1959 года без всяких изменений основного текста.

Итак, между первым и вторым русским изданием «Истории» прошло больше тридцати лет. Я опирался на перевод, сделанный другими людьми, не консультируясь с ними (вряд ли кто‑нибудь из тех, кто делал тот перевод, захотел бы вернуться к такому старому проекту). Какие права на эту книгу дает эта моя редакция, а также значительнейшее обновление справочного материала и цитат (теперь, наверное, эта работа должна быть проделана еще раз, учитывая то, что почти все цитированные издания теперь уже доступны на русском языке), с точки зрения законодательства является сложным вопросом. Как бы то ни было, я рекомендую отредактированное мною издание, поскольку книга имеет все привлекательные качества с точки зрения «постороннего» по отношению к философии читателя. А что можно сказать о книге с точки зрения читателя‑профессионала? По этому поводу много что можно сказать, и я назову лишь пару обстоятельств, которые чаще всего упоминаются критиками Рассела.

Рассел часто нарушает канон, к которому привычны студенты философии. История философии в расселовском изложении не имеет доксографического характера. Так, из традиционной последовательности «Кант – Фихте – Шеллинг – Гегель» выпадают в расселовском изложении два срединных звена. Французскому Просвещению уделено весьма мало места. Рассела часто упрекают в одностороннем взгляде на историю философии, диктуемом тем обстоятельством, что при всем богатстве точек зрения Рассела по ходу эволюции его философских взглядов он все‑таки принадлежит школе британского эмпиризма. И что, например, уничтожающая критика Бергсона полностью игнорирует те черты метафизики, которые получили свое развитие у Уайтхеда, бывшего соавтора Рассела по «Principia Mathematica». Однако на это можно сказать, что германская философия была гораздо уже в своем кругозоре. Так, по замечанию одного из историков философии, у британцев всегда был «их» Кант, в то время как немецкие философы почти не читали Локка.

«История западной философии» отличается от традиционных историй философии прежде всего тем, что в ней рассказчик не смотрит на своих героев «снизу вверх», полный почтения и страха перед великими умершими предшественниками. Рассел сам по себе имеет столь большой вес в истории философии, что беседует с классиками мировой философии «на равных». Такой способ изложения имеет очевидные преимущества по сравнению с традиционным, и Рассел использует их в полной мере. Так, например, вряд ли какой‑либо историк философии готов, как Рассел, признаться, что он никогда не был в состоянии понять, что подразумевается под словом «категория» у Аристотеля, у Канта и у Гегеля (глава «Логика Аристотеля»). В высшей степени сочувственное отношение к предприятию Локка, теория которого вымела столь много «метафизического хлама», говорит о полной уверенности Рассела в том, что он в своей теории свободен от многих трудностей его предшественников. Уверенность в новой форме эмпиризма, а именно, логическом атомизме, такого человека как Рассел, который «был философом всех философий или философом без собственной философии», многого стоит в том отношении, что ставит логический атомизм наравне с великими философскими системами. Только философ самого высокого уровня готов признаться также, что не может считать Канта величайшим из философов, и скупо отмечает, «что было бы глупо не признавать его огромного значения».

Весьма характерным в этом отношении является очерк Рассела о Бергсоне. Глава о французском философе представляет собой очерк, написанный в 1912 году (в нынешнем издании, как и во втором английском издании, существенно сокращенный по сравнению с первым изданием на русском языке). Можно представить себе, какой интеллектуальной смелостью должен обладать человек, выступающий против наиболее популярного (как в хорошем, так и в плохом смысле слова) в Европе философа. В первом русском издании глава о Бергсоне была гораздо большей по объему (фактически это была перепечатка статьи из журнала «Монист»), но во втором английском издании, которому я следовал, эта глава значительно сокращена.

Таковы некоторые особенности «Истории западной философии». Впрочем, эти вещи интересны больше профессионалам. Между тем книга в основном обращена к образованным читателям. Сам Рассел как‑то сказал, что великие философы XVII‑XVIII веков писали для «досужих джентльменов», и только позднее философия стала профессиональной. В «Истории» Рассел продолжает лучшие традиции своих великих предшественников, и хотя «досужий джентльмен» в нынешнее время трансформировался в образованного читателя, круг читателей при этом расширился.

Рассела часто называют Вольтером двадцатого века, и с моей точки зрения эта его ипостась великого просветителя и апостола свободомыслия лучше всего проявилась в «Истории западной философии». Я рекомендую эту книгу всем, кто не считает философию чем‑то неудобоваримым, кто ценит прекрасный стиль и глубину сочинений. Лауреат Нобелевской премии по литературе Бертран Рассел написал книгу, которая заслуженно именуется «книгой века».

Доктор философских наук, профессор Директор Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

М.: Миф, 1993 г.- 512 с.
ISBN 5-87214-012-6
Формат: PDF

Размер: 10,1 Mb

Качество: сканированные страницы + текстовый слой + интерактивное содержание-алфавитный указатель

Язык: Русский

Лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел - крупный математик, общественный деятель, но прежде всего - один из величайших философов и историков философии XX века.

В числе его трудов особое место занимает "История западной философии" - широкомасштабный труд, охватывающий историю философии от античности до современности. Глубокое содержание книги Рассела облечено в легкую, изящную форму философских очерков и эссе. Автор уделяет большое внимание не только идеям, но и личности рассматриваемых им философов. Книга с интересом воспринимается уже несколькими поколениями читателей, высоко ценится профессионалами. Может быть рекомендована в учебных целях студентам, аспирантам, преподавателям вузов.

В первом томе данного издания содержатся две части труда Бертрана Рассела "Древняя философия" (Книга первая "Истории...") и "Католическая философия" (Книга вторая "Истории..."), здесь освещается история западной философии от древности до конца XIV века.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

КНИГА ПЕРВАЯ. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ
Часть первая. ДОСОКРАТИКИ
Глава I. Возникновение греческой цивилизации
Глава II. Милетская школа
Глава III. Пифагор
Глава IV. Гераклит
Глава V. Парменид
Глава VI. Эмпедокл
Глава VII Афины в отношении к культуре
Глава VIII. Анаксагор
Глава IX. Атомисты
Глава X. Протагор

Часть вторая. СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ
Глава XI. Сократ
Глава XII. Влияние Спарты
Глава XIII. Источники взглядов Платона
Глава XIV. Утопия Платона
Глава XV. Теория идей
Глава XVI. Теория бессмертия Платона
Глава XVII. Космогония Платона
Глава XVIII. Знание и восприятие у Платона
Глава XIX. Метафизика Аристотеля
Глава XX. Этика Аристотеля
Глава XXI. Политика Аристотеля
Глава XXII. Логика Аристотеля
Глава XXIII. Физика Аристотеля
Глава XXIV. Древнегреческая математика и астрономия

Часть третья. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
Глава XVV. Эллинистический мир
Глава XXVI. Киники и скептики
Глава XXVII. Эпикурейцы
Глава XXVIII. Стоицизм
Глава XXIX. Римская империя и ее отношение к культуре
Глава XXX. Плотин

КНИГА ВТОРАЯ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Часть первая. ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Глава I. Религиозное развитие евреев
Глава II. Христианство в первые четыре столетия
Глава III. Три доктора церкви
Глава IV. Философия и теология св. Августина
Глава V и VI столетия
Глава VI. Св. Бенедикт и Григорий Великий

Часть вторая. СХОЛАСТЫ
Глава VII. Папство в века мрака
Глава VIII. Иоанн Скот
Глава IX. Церковная реформа XI столетия
Глава X. Мусульманская культура и философия
Глава XI. XII столетие
Глава XII. XIII столетиеГлава XIII. Св. Фома Аквинский
Глава XIV. Францисканские схоласты
Глава XV. Упадок папства

История западной философии Бертран Рассел

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: История западной философии

О книге «История западной философии» Бертран Рассел

В 1945 году британский общественный деятель, математик и философ Бертран Рассел создал работу под названием “История западной философии”, чем вызвал очень смешанную реакцию среди академических исследователей.

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке 18 мая 1872 года в семье аристократов, но уже к четырем годам, мальчик стал сиротой. Опеку над ребенком, а также его старшими братьями взяла его бабушка. Графиня Рассел придерживалась строгих взглядов и воспитывала детей как приверженка пуританства.

В начале своей деятельности Бертран Рассел прославился яркими работами в поддержку левых политических течений, атеизма и пацифизма. Андрее Эстерлинг называл его ярым борцом за свободу слова. Философ Эдман сравнивал Бертрана с Вольтером, философом-просветителем XVIII века.

“История западной философии” является не просто изложением западной философии от досократиков до начала двадцатого века. Автор дополнил ее историческим контекстом, дополнительно проанализировав описываемые эпохи. Написана основательно и довольно подробно. Хотя книга и вызвала резонанс, именно она перевесила чашу весов при присуждении Расселу Нобелевской премии.

В книге рассматривают древнюю философию, затем католическую философию и, наконец, философию нового времени. В каждом отдельном разделе рассматривается один философ и философский период. “История западной философии” удивляет своим легким подходом к философии и ее анализу, за что Бертран Рассел получил достаточное количество хороших рецензий от Альберта Энштейна, Джорджа Стайнера, Энтони Грейлинга и других.

Работа создавалась в дни, когда шла Вторая мировая война. В создании книги автору очень помогли исследования его жены в области истории. Получив задаток в три тысячи долларов, Рассел приступает к созданию книги, работа над которой шла между 1943 и 1944 годами. Напечатана она была в 1945 году в Соединенных Штатах Америки. Спустя год издается в Великобритании.

“История западной философии” — это хороший и легкий экскурс в историю философии, позволяющий понять ее роль в современной жизни человека.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «История западной философии» Бертран Рассел в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «История западной философии» Бертран Рассел

В эпоху средневековья мусульмане были более цивилизованными и гуманными, чем христиане. Христиане преследовали евреев, особенно во времена религиозного возбуждения: крестовые походы были связаны с ужасными погромами. Наоборот, в мусульманских странах евреи почти никогда не встречали дурного обращения. Здесь они внесли существенный вклад в развитие науки, особенно в мавританской Испании; в учении Маймонида (1135-1204), который родился в Кордове, некоторые усматривают источник многих положений философии Спинозы. Когда христиане отвоевали Испанию, они познакомились с наукой мавров – в значительной степени через посредство евреев. Образованные евреи, владевшие древнееврейским, греческим и арабским языками и знакомые с философией Аристотеля, передали свои познания менее образованным схоластам.

Вообще значительные цивилизации начинаются с жестоких и суеверных систем, постепенно ослабевающих и приводящих на определённой стадии к эпохе блестящих гениев, в ходе которой благо старой традиции сохраняется, а зло, связанное с разрушением этой традиции, ещё не получило своего развития. Но когда зло обнаруживается, оно приводит к анархии, следствием которой неизбежно будет новая тирания, порождающая новый синтез, охраняемый новой системой догм.

Название: История западной философии
Писатель: Бертран Рассел
Год: 1946
Издательство: АСТ
Возрастное ограничение: 16+
Объем: 1300 стр.
Жанры: Философия, Зарубежная образовательная литература

О книге «История западной философии» Бертран Рассел

«История западной философии» — книга, которая обеспечила финансовую независимость до конца жизни её автору, Бертрану Расселу, известному английскому философу, математику и общественному деятелю. Несмотря на критику в литературных кругах, имела очень большой успех и постоянно переиздавалась. Автор получил Нобелевскую премию по литературе, в частности и за данное произведение.

Многие литераторы и исследователи книги «История западной философии» утверждают, что автор очень поверхностно и обобщённо описывает различные философские течения, и для того, чтобы ознакомиться например, с трудами Платона или Гераклита следует ознакомиться с другими авторами, которые более подробно расшифруют их учения. Или ещё лучше — почитать первоисточник. Это было бы наилучшим вариантом. Однако, чтобы ознакомиться со множеством томов, нужно иметь немалого времени, которого у нас, людей XXI ст., просто не существует. А такой обобщённый сборник — это всё равно лучше, чем ничего. Тем более, автор очень доступно излагает философские мировоззрения известных мыслителей от времён античности и до наших дней.

Книга Бертрана Рассела «История западной философии» поделена на три части. В первой части описывается, собственно, история: важнейшие даты, основные события, биографии правителей разных времён и их деятельность на этом посту, политика, культура и т.п. Этой информации посвящена половина данного сборника. Во второй части идёт уже изложение самих философских концепций, течений и мировоззрений известных людей своего времени. И последней части посвящены взгляды самого автора на вышеописанные теории. С кем-то он соглашается, с кем-то входит в полемику, критикуя уже устаревшие взгляды для современника. Так, особенно достаётся от автора философам христианским, в частности Фоме Аквинскому. Бертран Рассел был убеждённым атеистом, и он в связи со своими убеждениями, не мог полностью разъяснить или объективно оценить концепции христианских мыслителей. Здесь автор иронично и с большим сарказмом критикует теории, основанные на вере в Бога. С другой стороны, в этом существует и некий плюс, ведь автор подходит ко всему с дотошностью учёного, он верит, что самый правильный и обоснованный подход к познанию жизни — это наука и практика.

Как бы то ни было, произведение Бертрана Рассела «История западной мысли» пользуется огромной любовью читателей. Многочисленные переиздания этой вещи — наглядное подтверждение вышесказанному. К тому же, автор был действительно умным и образованным человеком, его предисловие к читателям доказывает это. Что по сути есть философия и чему она учит? Данный мыслитель объясняет это так: философия даёт человеку знания, как жить без излишней самоуверенности, однако в то же время не быть парализованным нерешительностью и неверием в собственные силы.

На нашем литературном сайте books2you.ru вы можете скачать книгу Бертран Рассел «История западной философии» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

Поделиться: