Ацтеки. Краткая история. Страницы истории и культуры ацтеков Землевладение и взимание налогов

Инки, ацтеки и майя - загадочные племена, исчезнувшие с лица земли. До сих пор ведутся научные раскопки и всевозможные исследования с целью изучения их жизни и причин исчезновения. В этой статье мы расскажем про одно интересное племя. Ацтеки проживали в XIV веке на территории, которая теперь принадлежит Мехико.

Откуда они взялись

Численность этого индейского народа составляла около 1,3 млн человек. Родиной ацтеков по легенде был остров Астлан (в переводе «страна цапель»). Изначально члены этого племени были охотниками, но затем, осев на земле, принялись заниматься сельскохозяйственными и ремесленными работами, хотя это было довольно воинственное племя. Ацтеки, для того чтобы начать вести в течение довольно длительного времени искали подходящие земли. Действовали они не наугад, а в соответствии с указанием своего бога Уицилопочтли. По его мнению, ацтеки должны были увидеть орла, сидящего на кактусе и пожирающего землю.

Это случилось

Несмотря на всю странность этого знака, через 165 лет странствий по мексиканской земле ацтекам все же удалось встретить эту загадочную птицу с необычным поведением. На том месте, где это произошло, и стало устраиваться племя. Ацтеки назвали свое первое поселение Теночтитлан (в переводе - «плодовое дерево, растущее из камня»). Другое название этих земель — Мехико. Интересно, что цивилизация ацтеков была создана несколькими племенами. Ученые считают, что в этом приняли участие не меньше семи племен, говоривших на родственных языках, самым распространенным из которых был науатль. Сейчас на нем и схожих с ним наречиях говорят более 1 миллиона человек.

Низы и верхи

Может ли цивилизация ацтеков служить примером для современной организации общества? Борцам за равноправие наверняка не понравилось бы ацтекское деление на аристократов и плебеев. Причем члены высшего общества обладали всем самым лучшим. Они жили в роскошных дворцах, носили великолепную одежду, ели вкусную пищу, имели множество привилегий, занимали высокие должности. Плебеи работали на земле, торговали, охотились, рыбачили и жили небогато в специальных кварталах. Зато после смерти все получали равные шансы попасть в подземный мир, обитель богини смерти Миктлана, либо отправиться в лучший мир. Так как воины в мире ацтеков пользовались особым уважением, то погибшие на поле боя могли сопровождать солнце от восхода к зениту, так же как и те, кто был принесен в жертву. Чести сопровождать солнце от зенита к закату получали женщины, умершие в родах. «Везунчиками» можно считать и тех, кто был убит молнией или утонул. Они попадали в райское место, где обитал Тлалокан.

Отцы и дети

Племя, о котором идет речь в этой статье, уделяло большое внимание образованию детей. До 1 лет они воспитывались дома, а после должны были посещать специальные школы. Причем как мальчики, так и девочки, хотя последние, чаще всего, выйдя замуж, сидели дома и следили за хозяйством и детьми. Простолюдины обучались ремесленным навыкам, военному делу. Аристократы изучали историю, астрономию, обществознание, обряды, управление. Дети членов высшего общества не были белоручками. Они трудились на общественных работах, убирали в храмах, участвовали в обрядах. Стариков ждал почет, уважение и различные привилегии.

Культура ацтеков

Не зря эта погибшая цивилизация привлекает к себе внимание и в наши дни. Ацтеки были отличными мастерами своего дела, поэтому здания, скульптуры, изделия из камня и глины, ткани, ювелирные изделия были высокого качества. Особо отличало ацтеков умение делать разнообразные изделия из ярких перьев тропических птиц. Также знамениты ацтекские мозаики и орнаменты. Аристократы увлекались литературой. Многие из них могли сложить стихотворение или написать устное произведение. До наших дней дошли легенды, сказания, поэмы, описания обрядов этого народа. Бумага для книг была изготовлена из коры. Интересны и календари, которые создало это племя. Ацтеки пользовались солнечным и ритуальным календарем. В соответствии с солнечным календарем выполнялись сельскохозяйственные работы и религиозные работы. Он состоял из 365 дней. Второй календарь, включающий в себя 260 дней, служил для предсказаний. О судьбе человека судили по тому, в какой день он родился. До сих пор многие кладоискатели мечтают найти золото ацтеков. А жили они в свое время очень богато. Об этом свидетельствуют рассказы испанских завоевателей. Они говорят о том, что богатые ацтеки, особенно в столице Теночтитлане, ели и спали на золоте. Своим богам устанавливали золотые троны, у подножия которых также лежали золотые слитки.

Религия ацтеков

Люди из этого племени верили в то, что существует несколько богов, которые управляют силами природы и судьбами людей. Были у них боги воды, маиса, дождя, солнца, войны и многие другие. Ацтеки строили огромные, богато украшенные храмы. Самый большой был посвящен главному божеству Теночтитлану и был высотой 46 метров. В храмах проводились обряды, а также жертвоприношения. Существовало у ацтеков и представление о душе. Они считали, что ее местом обитания в человеке являются сердце и сосуды. Биение пульса принимали за ее проявление. По мнению ацтеков, душу вкладывали в тело человека боги еще в то время, когда он находится в утробе матери. Они также считали, что душой обладают предметы и животные. Ацтеки представляли себе, что между ними существовала особенная связь, позволяющая взаимодействовать на неосязаемом уровне. Также ацтеки думали, что у каждого человека есть магический двойник. Его гибель вела к смерти человека. В качестве жертвы ацтеки подносили своим идолам собственную кровь. Для этого совершали обряд кровопускания. Вообще, ацтеки приносили человеческие жертвы в огромных количествах. Известный факт, что во время освещения Великого храма было принесено в жертву 2000 человек. Ацтеки задумывались о конце света и считали, что большое количество крови способно задобрить богов и сохранить мировое равновесие.

Цивилизация ацтеков погибла из-за алчности испанцев. Произошло это вначале XVI века, но до сих пор воображение будоражит история жизни племени, исчезнувшего с лица земли. Приносит ли счастье золото ацтеков, каждый решит самостоятельно.

Существовали два основных календаря: цолькин – «год Луны» – 260 дней и хааб – «год Солнца» – 365 дней. Ученый Л. Шульце – Йена высказал предположение, что продолжительность цолькина определялась периодом беременности и рождения человека. Третьим элементом системы календаря был «календарный круг», состоящий из 18980 дней, а четвертым – длинный счет «катунам» по 20 лет от исходной даты 3113 г. до н. э. Окончание каждого цикла отмечалось грандиозными праздниками. Месяцы в календаре состояли из 20 дней, в году было 18 месяцев и 5 дней без названия. Начало года приходилось на 23 декабря, а каждый четвертый год считался несчастливым или високосным, поскольку в нем был «лишний» месяц.

Священными цифрами в календаре и науке майя были 13, 20 и др. Существовала двадцатеричная система вычислений с использованием понятия нуля. При записи цифры обозначались точками и черточками. Для вычислений применялись счетные доски. Особые знаки фиксировали цифры в десятки и сотни миллионов. Зачем им понадобились столь сложные расчеты – еще одна загадка культуры. Известно более 400 видов лекарств, применяемых майя, многие из которых используют в современной медицине. Изучение анатомии позволило широко применять хирургические операции, лечить опухоли. Борьба

с язычеством индейцев, которая способствовала уничтожению их книг, привела

к забвению многих достижений науки. Они возрождаются и переосмысливаются уже в наше время.

5.3. Культура ацтеков

Ацтеки (или теночки) на территорию современной Мексики пришли вместе с другими воинствующими племенами. От кочевого образа жизни они перешли к оседлому, обосновавшись в долине Мехико в ХIII в., и стали властителями, создав в 1427 г. союз городов – государств «Тройственную лигу». Это была рабовладельческая империя, а название «ацтеки» распространилось на

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

всех носителей культуры их государства. Однако развитие их цивилизации было прервано в период конкисты. В 1519 г. испанец Э. Кортес возглавил военную экспедицию в район проживания ацтеков и был принят подобно богу. Эта миссия закончилась разорением их империи. В 1521г. испанцы казнили последнего правителя страны, разграбили столицу и другие города. Из снятых с индейских построек каменных блоков был возведен новый европейского типа город Мехико.

Пораженные новым миром, представшим перед ними, испанцы сохранили сведения о нем в исторических работах, этнографических описаниях, таких как «Подлинная история завоевания Новой Испании» (12 книг) монаха Б. де Саахуна. Это были сведения повседневной жизни индейцев, культов и обрядов, описавшие их с точки зрения христианина европейской цивилизации.

Языческая мифология ацтеков представляла весь мир как борьбу двух противоположных начал: свет – мрак, жара – холод и т.п. Из двух частей бога – чудовища Тлальтекутли появилась Вселенная, где правили многочисленные божества. Пантеон ацтеков состоял из различных групп богов: стихий и дождя; солнца, ночного неба и творца мира; астральных богов, а также божества священного напитка октли; смерти и преисподней, а завершает эту систему пятая группа богов – творцов.

Главным в пантеоне был бог Солнца Уицилопочтли. Самих ацтеков называли «детьми Солнца», которому приносили на алтарь человеческие сердца. Божество огня Уэуэтеотль требовало сожжения жертв, богу плодородия Тлалоку даровали жизни детей, а богине Земли жертвовали женщин. Миллионы людей были принесены на алтарь ацтекских богов. Индейцы постоянно воевали во благо своих богов, которым нужна была кровь людей – «божественная влага». Эта пища поддерживала божественную жизнь.

Мифология, как и вся культура ацтеков, формировалась под влиянием тольтеков. Таким стал их общий бог Кетцалькоатль или «Пернатый Змей». Он

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

был героем, владыкой, жрецом и богом. Необычный, согласно легендам, образ этого светлокожего бога и стал причиной особого отношения ацтеков к испанцу Эрнану Кортесу.

Центральной частью ацтекских городов были комплексы пирамид. Их храмы, более низкие, чем у майя, стоят на массивных пирамидах. На земле ацтеков когда-то возвышался храм в г. Чолуле, пирамида которого была больше знаменитой египетской пирамиды Хеопса. Священные военные ритуалы проходили в уникальном храме Малиналько, вырубленном в скале в течение 14 лет. Известно, что ацтеки достраивали свои храмы в соответствии с 52летними циклами, носившими мистическое значение.

Самые значительные храмовые постройки были в столице ацтеков – г. Теночтитлане. Главный храм города имел высоту 46 м, а на его вершине возвышались два святилища – бога Солнца и Дождя. Существуют легенды о возникновении главного города ацтеков. Они повествуют о странствиях этого народа и пророчествах верховного жреца, о знаке, ставшим символом основания столицы. Это был орел, сидящий на кактусе и держащий в когтях змею. Этот знак привел ацтеков в долину с сетью озер, площадь которой была 6500 кв. км. На острове озера Тескоко и был в 1325 г. построен удивительный город с четырьмя кварталами, искусственными островками и дамбами. Впоследствии ему дали название «американская Венеция». Одноэтажный и возведенный из дерева дворец правителей империи насчитывал 300 комнат и отличался комфортом и роскошью. В одном из таких тайных помещений солдаты Э. Кортеса обнаружили сокровищницу империи.

В 1972–1982 гг. проводились археологические раскопки в столице Мексики, что позволило обнаружить и изучить более 7000 предметов материальной культуры ацтеков. Подобные исследования проводили к сенсационным находкам, таким, как «Камень Солнца» диаметром 3,5 м. и весом

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

24 т., обнаруженный в 1790 г. На этом, некогда цветном диске, фиксировались астрономические и астрологические представления ацтеков.

Культовый календарь индейцев во многом повторяет календарь майя. Его основу составлял 52-летний цикл, завершавшийся праздником «Нового огня». Число дней в году делилось на четыре периода в соответствии со сторонами света. Особое понимание в календарных циклах времени и пространства оказало влияние на мировоззрение ацтеков. Четыре царства было в мире живых и в обители мертвых. Воины, купцы, жертвы богам отправлялись в восточный мир, умершие при родах – в западное царство. Северная земля называлась Миктлан – здесь души умерших четыре года странствовали по девяти «кругам ада».

С поклонением богам связаны у ацтеков особые фестивали, «цветочные войны», похожие на современные военные учения, а также культовая игра в мяч. Войну ацтеки считали одним из видов служения богам, а пленные, приведенные с полей сражений, были обречены стать жертвой ацтекским богам.

На периоды или эры разделили ацтеки и историю человечества: первая – царство ягуаров, которые истребили гигантов; вторая – эра ветра, завершилась ураганами, период огня закончился всемирным пожаром. Эру воды уничтожил потоп, а последняя, современная нам эра, исчезнет в результате гигантского землетрясения.

Подобные представления индейцев были неразрывно связаны с их религией, служившей в обществе основой образования и воспитания. В школах при храмах суще6ствовало совместное обучение девочек и мальчиков. Детям аристократии жрецы преподавали историю, военное дело, астрономию, основы государства и управления, грамматику и различные системы письма.

Пиктографическое письмо ацтеков основано на фонетических, иероглифических символах и значках для передачи звучания слов. Большое значение имел цвет рисунка, который нес смысловую нагрузку. При записи

Многие испанские хронисты, равно как и современные археологи, склонны сосредоточивать внимание на ярких аспектах мексиканской цивилизации, забывая о том, что культурная жизнь городов была бы невозможна без податей и труда крестьянства. Основа ацтекской экономики – агрикультура. На излишек продуктов питания, производимых селом и провинциями, содержались храмы и армии, выплачивалось жалованье чиновникам и обеспечивалось комфортное существование знати.

Самой важной сельскохозяйственной культурой был маис, и во времена ацтеков все пригодные земли использовались для культивации. В то время многие сельские районы были населены куда более плотно, чем сегодня, и Мексиканская долина обеспечивала около 1,5 миллиона человек, почти три четверти из которых были заняты в сельском хозяйстве.

Ацтеки, как и все мексиканцы, не имели тягловых животных, повозок и плуга. Земля рыхлилась инструментом с длинной ручкой, который мог служить и лопатой, и мотыгой. С помощью этого примитивного орудия мексиканцы не могли справиться с плотным вязким грунтом, поэтому они предпочитали иметь дело с аллювиальными отложениями и полузасушливыми почвами нагорий. В языке науатль имелись слова для обозначения различных категорий почвы – от самой плодородной, обогащенной перегноем, до бесплодной земли, непригодной из-за ее повышенной минерализации.

Методы земледелия менялись от региона к региону. В тропических лесах побережья Мексиканского залива использовалась паровая система земледелия. Фермер расчищал небольшой участок леса, срубая и сжигая кустарник, после чего обрабатывал землю в течение двух или трех лет, пока земля не истощалась, затем он переводил свое поле на другое место, позволяя первоначальному участку зарастать лесом в течение по крайней мере десяти лет, прежде чем снова начать там сев.

В горных районах поля можно было засевать в течение многих лет поочередно, оставляя землю под паром лишь на короткий период. Основной опасностью в горных районах были перебои с дождями, приводившие к засухе и голоду. Во время правления старшего Монтесумы было четыре засушливых года подряд, начиная с 1454-го; во время этой засухи люди так страдали от голода, что многие из них добровольно продались в рабство тотонакам, платившим 400 початков маиса за молодую женщину и 500 за работоспособного мужчину. Смертность была столь высока, что тела не успевали хоронить, и их пожирали стервятники. Подобная засуха поразила страну и при Монтесуме II, кроме того, согласно хроникам, сельские районы также пострадали от нашествия саранчи и крыс. Иногда поднимался уровень озера, затопляя сады и находящиеся в низинах поля. В долине и соседних с ней горных районах широко использовалась ирригация. Каналы и рвы шли от пресноводных источников и озера к полям в долине, и одной из постоянных забот фермера была очистка этих каналов. В саду Монтесумы в Уаштепеке ирригационная система была так хорошо развита, что там выращивались такие тропические растения, как ваниль и какао. За ними ухаживали сорок садовников, которые по приказу правителя вместе со своими семьями были перевезены в Уаштепек из жарких провинций, родины этих растений. В других регионах, особенно в засушливых землях около реки Бальсас на западе Мексики, совершенно невозможно было вырастить урожай без искусственного орошения, и местные жители вынуждены были рыть каналы или сеять свой маис на ежегодно затопляемых землях.

Чинампы

Самыми плодородными участками земли были чинампы, сады, выращенные на месте осушенных болот, окружавших Теночтитлан, Шочимилько и другие приозерные города. Когда ацтеки основали Теночтитлан в месте небогатом сельскохозяйственными угодьями, они вынуждены были использовать технику мелиорации, которая была популярна среди живших в долине племен. Ацтеки прорыли в болотах каналы, а между этими каналами насыпали кучи водных растений, создав искусственные островки, окруженные водой по крайней мере с трех сторон. Поверх растений был насыпан слой плодородного ила, вычерпанного со дна озера, откосы чинами укреплялись кольями. На островках высаживались ивы, корни которых также помогали укреплять новообретенную землю.

Каждая чинампа представляла собой узкую прямоугольную полоску земли. Самые маленькие были всего 1,5 на 15 метров, но, как правило, размеры островков составляли до 100 метров в длину и 4– 10 метров в ширину. На таких более прочных платформах фермеры строили себе дома из тростника. Уже в 1590 году появились сведения, что некоторые чинампы представляли собой плоты, которые буксировались с одного берега озера на другой, однако большая их часть все же была стационарной, как те, что используются и сегодня.

Рис. 34. Фрагмент карты начала XVI в., показывающей чинампы Теночтитлана-Тлателолько. Участки чинамп разделены водой, дом владельца стоит на твердой почве. Имена владельцев даны ацтекскими иероглифами и на испанском языке. Важные каналы отмечены волнистыми линиями и изогнутыми символами, а улицы вдоль каналов – отпечатками следов.


Ацтекская карта Теночтитлана отражает упорядоченные клетки садов, разделенные сетью каналов. Вдоль некоторых каналов проложены пешеходные дорожки. На плане отмечено около четырехсот домов, имена их владельцев написаны иероглифами с более поздними примечаниями на испанском языке. Каждое владение состояло из одного дома, окруженного шестью-семью полосками чинами. Эти сады снабжали город цветами и свежими овощами, а также некоторым количеством маиса. Все растения, за исключением маиса, вначале проводили несколько недель в питомнике, где рассада окружалась неусыпной заботой. Из-за отсутствия крупного рогатого скота в Новом Свете ацтеки не знали навоза, вместо этого они использовали человеческие экскременты – их собирали в городских отхожих местах и продавали фермерам. Семена поливали в сухую погоду и защищали от неожиданных заморозков, затем в нужное время их пересаживали в землю, обкладывая корни растений перегноем.

Время высева каждого растения было строго определено (стручковый перец – в сентябре, томаты – в октябре, тыква – в феврале), так что чинампы работали круглый год. Если почва начинала истощаться, ее восстанавливали с помощью свежего ила со дна озера. При должном уходе одна чинампа давала несколько урожаев в год, и ее не надо было оставлять под паром.

Землевладение и взимание налогов

Каждый свободный незнатный человек являлся членом одного из кальпулли – кланов, которые составляли ацтекскую нацию. Именно клан, а не единоличный фермер владел землей, и семьям, входившим в кальпулли, выделялись земельные участки в зависимости от количества едоков. Эти земли передавались семье в бессрочное пользование и могли переходить от отца к сыну при условии, что, если род прекратится, земля вновь перейдет в собственность клана. С другой стороны, если семья увеличивалась и начинала нуждаться в большем количестве земли, ей предоставлялся дополнительный участок из свободной земли, которую кальпулли держал в резерве. Если из-за нерадивости или сокращения размеров семья не обрабатывала свою часть земли в течение двух лет, им направлялось строгое предупреждение, и поля, не обрабатывавшиеся и на третий год, вновь возвращались в клан. Клан не мог продать или отдать свою землю – хотя и мог сдать ее в аренду другому кальпулли. Но любой человек, собирающийся покинуть клан, лишался всех прав на его земли.

Таким образом, свободный крестьянин был наделен определенными правами, но у него, разумеется, были и обязанности. Одна из самых обременительных – уплата подати товаром или услугами, что было необходимо для поддержания государственной машины. Знать, жрецы, чиновники и некоторые воины освобождались от уплаты подати, равно как и рабы, вдовы, сироты и увечные люди. Основной груз прямого налогообложения ложился на плечи свободных крестьян, составлявших около сорока процентов всего населения.

Фермеры платили подати своей продукцией, в основном продуктами питания и полотном, вытканным женщинами. Торговцы и ремесленники вносили подать частью товаров, которыми они торговали или которые производили. Все собранные налоги поступали в кладовые правителя. Некоторая часть шла на выплаты губернаторам, чиновникам, придворным и армии, оставшееся хранилось в резерве и раздавалось во время празднеств или голода.

Каждый кальпулли выделял участок земли для содержания местного храма и школ, а также для социального обеспечения – предоставление пищи путникам и нищим. Жалованье административным службам клана также выплачивалось из этого источника. Эти общественные земли возделывались местными крестьянами.

Другой обязанностью крестьян было содержание государственных и религиозных институтов. Например, каждый год семьям двух кварталов поручалось собирать дрова для храма Уицилопочтли. Чтобы оплатить свою часть расходов, семья должна была пожертвовать одну большую и четыре обычные накидки, корзину очищенного маиса и сто початков. На следующий год эта обязанность переходила к семьям двух других кварталов.

Людей можно было на добровольной основе позвать на строительство или другие общественные работы, и в чрезвычайных ситуациях на работу выходило внушительное количество работников, которых кормили за счет государства, пока есть нужда в их услугах.

Несмотря на то что жизнь в целом была довольно тяжелая, свободный крестьянин все же мог гордиться тем, что является полноправным членом общества со всеми правами и обязанностями, которые налагает этот статус, а также мог утешаться мыслью, что некоторым людям приходится еще хуже. В самых жалких условиях пребывали майеки, свободные люди, не являвшиеся членами какого-либо клана и, следовательно, не имевшие права на свой земельный надел. Не имея своих полей, они становились испольщиками, арендуя землю у знати или храмов и уплачивая своим хозяевам арендную плату – как услугами, так и частью урожая.

Собственник земли нанимал собирателей подати, каждый из которых контролировал от двадцати до пятидесяти хозяйств. Во время сбора урожая эти агенты обходили хозяйства и собирали часть ежегодного урожая, оставляя арендаторам лишь необходимый для пропитания минимум. Из-за отсутствия такой возможности майеки не платили податей ни государству, ни кланам.

Владельцы земли имели определенные права в отношении своих арендаторов. Майекам не разрешалось покидать арендованные ими земли, поэтому, когда земля меняла владельца, майеков передавали ему вместе с участком. Майеки подчинялись землевладельцу, но, как свободных людей, их нельзя было продавать или, как рабов, направить на любые работы по желанию хозяев.

Кроме клановой собственности и храмовых наделов, или «земель богов», была еще третья форма землевладения, когда поля приписывались не человеку, а определенной должности. Из доходов от этих земель выплачивалось жалованье чиновнику, а когда он выходил в отставку или умирал, земля переходила к преемнику, сменившему его на должностном посту.

Однако были и частные землевладельцы, которые владели землей единолично, и вовсе не благодаря занимаемой ими должности. Пожилым воинам и знати часто передавались поместья вместе с работавшими на них майеками. Как правило, такие участки выделялись на завоеванных землях, где присутствие землевладельцев способствовало умиротворению местных жителей. Самыми крупными землевладельцами были правители. Сам Монтесума имел собственность в шести городах за пределами Теночтитлана, его супруга также владела несколькими земельными участками. Доход от находящейся в единоличном владении земли отходил не обществу, а самому владельцу земельного участка, подобные поместья переходили по наследству от отца к сыну или другому родственнику мужского пола. Эту землю можно было продавать, но лишь другому знатному человеку, а если прямая линия наследования прерывалась, право собственности на землю переходило правителю.



Рис. 35. Земледелец с орудием для рыхления земли (Флорентийский кодекс).

Маис

Основным продуктом питания всех ацтеков был маис. Это растение, которое дает хороший урожай, обеспечивает достаточно питательной пищей и может выращиваться на песчаных или каменистых почвах точно так же, как и на плодородной земле. Маис хорошо переносит засуху, но неожиданные заморозки в вегетационный период могут за одну ночь уничтожить весь урожай. Если такая катастрофа разражалась в конце года, когда уже не было времени для нового сева, ацтеков постигала беда.

Мексиканцы выращивали несколько разновидностей маиса. Сеяли маис в период с марта по начало мая – уже довольно поздно для заморозков, но самое время для дождей, которые обычно начинаются в мае и достигают максимума в июле и августе. Осенью откладывались лучшие семена с собранного урожая, затем перед севом их приносили в храм, чтобы благословила богиня маиса, Чикомекоатль, праздник в честь которой выпадал на четвертый месяц ацтекского года (13 апреля – 2 мая). После этого зерна очищали и замачивали в воде на два или три дня, чтобы они набухли перед посадкой.



Рис. 36. Посев маиса (Флорентийский кодекс).


Тем временем фермеры готовили поля, рыхля землю своей палкой и насыпая земляные кучки, образовывающие ряды на расстоянии около ярда друг от друга. В вершине каждой кучки делалось углубление. Во время сева фермер двигался вдоль рядов, неся зерна в полотняном мешке, висящем у него на шее, бросал в каждое углубление по нескольку зерен и движением ноги присыпал углубление землей. В случае необходимости зерна поливали водой, а в период роста маиса почва два или три раза рыхлилась.

К середине июля каждое растение уже имело два или три небольших початка. Все, кроме одного початка, удалялись, и из молодого нежного маиса готовились лепешки, которые ели во время празднества в честь Шилонен, богини молодого маиса и первых фруктов. К августу початки становились мягкими и белыми, теперь фермеры сгибали стебли прямо под початками и оставляли их дозревать. Август и сентябрь были трудными месяцами, если в период созревания початков выпадало много осадков, урожай мог погибнуть. В одиннадцатый месяц календаря (месяц Метел) проводились церемонии, во время которых в жертву приносили женщину, олицетворявшую Богиню Спелого Зерна. Ацтеки не скупились на выполнение множества других ритуалов, нацеленных на уменьшение количества дождей во время уборки урожая. В сентябре початки желтели, теперь их можно было собирать. Фермер возвращался на свои поля, срывал початки и связывал их в пучки. Часть очищенных зерен маиса хранилась в кувшинах у дома, оставшаяся часть – в больших плетеных корзинах, обмазанных известью.



Рис. 37. Наполнение закромов (Флорентийский кодекс).


Сейчас семья майя, состоящая из пяти человек, съедает порядка 3 килограммов маиса ежедневно, то есть в среднем один человек потребляет в день около 0,6 килограмма, а в ранние колониальные времена наемному работнику выдавалось около килограмма в день, а если это был фермер, то в два раза больше. Женщины и дети едят меньше мужчин, и ацтекской семье для своих собственных нужд требовалось чуть больше 25 центнеров маиса в год. Во времена испанского завоевания нормой для платящих подать земель считалась цифра в 16 бушелей с акра. Следовательно, семье из двоих взрослых и троих детей требовалось около 3 акров земли, чтобы у них оставался маис и для своих нужд.

Сегодня на территории майя средняя семья обрабатывает от 10 до 12 акров земли. Для того чтобы поля приносили в два раза больше маиса, чем нужно было для пропитания, члены семьи должны работать 190 дней в году (включая время, затраченное на расчистку леса, в которой не было необходимости в Мексиканской долине).

Для ацтеков эти цифры, вероятно, тоже справедливы. Теперь понятно, почему ацтекское общество могло позволить столь многим людям отвлекаться от производства продуктов питания и служить обществу в качестве жрецов, воинов, чиновников и ремесленников. Ацтекская жизнь с ее бесконечными празднествами и церемониями, часто затягивавшимися на несколько дней, была бы невозможна на земле, где сельское хозяйство требовало бы большего количества времени и сил.

Другие растения

На маисовых полях росли и два других растения. Это были тыквы (из семейства бутылочных тыкв и тыкв пепо), которые обеспечивали тень и сохраняли влажность вокруг корней растущего маиса, и разновидности бобовых, насыщавшие почву азотом и снабжавшие ацтеков протеином, которого они были лишены по причине того, что почти не употребляли мясных и молочных продуктов.

Другими важными зерновыми культурами, наряду с маисом и бобами фигурирующими в реестрах податей, были чиа и ауатли. Чиа (Salviahispanica) – это растение семейства шалфейных, из семян которого готовилась каша. Из них также выжимали масло, подобное льняному, которое использовалось в производстве красок и лаков. Зернышки ауатли (Amarantuspaniculatus) поджаривали или измельчали, а затем использовали для приготовления каши или тестообразной смеси, из которой хозяйки делали фигурки, съедаемые во время празднеств, посвященных уборке урожая. Амарант был важной культурой для фермеров – он созревал в конце сезона дождей и непосредственно перед тем, как можно было убирать маис. Таким образом, хороший урожай амаранта давал некоторую уверенность в том, что удастся собрать столь же хороший урожай маиса.

Одним из наиболее полезных и универсальных растений была агава, которая растет без полива на сухой и бесплодной почве, и даже там, где земля насыщена известью и солью и непригодна для прочих растений. Агава в состоянии выдержать большие перепады влажности и температуры, ей нипочем морозы и засухи, столь опасные для маиса. Агава культивировалась на плантациях в засушливых северных районах долины. Плантация агавы была долгосрочным вложением, поскольку это многолетнее растение, которому для полного созревания требуется до десяти лет. Листья растения высушивали и использовали как топливо. Колючки применяли для усмирения плоти во время ритуальных кровопусканий, но из них же делали и швейные иглы. Волокна агавы шли на одежду, сандалии, веревки, сети, мешки и разного рода предметы домашнего хозяйства. Стебель цветка надрезался у основания, вытекающий сок собирался и хранился в мехах или бутылях из тыкв. Одно растение могло дать свыше 8 литров сока в день. Часть сока превращалась в сироп, который использовали в медицинских целях, а также как подсластитель пищи. Однако большую часть этого сока оставляли бродить, чтобы получить алкогольный напиток октли. Этот напиток – под названием пульке – все еще распространен в Мексике.

Фермеры выращивали перцы, помидоры и разные виды фруктов, некоторые (как авокадо и папайя) можно ныне встретить в европейских ресторанах, другие, такие же сочные и мясистые, неизвестны за пределами Центральной Америки. Кактус опунция культивировался из-за его плодов (содержащих больше семян, чем мякоти). Кроме того, ацтеки выращивали ананасы и сладкий картофель. В жарких районах побережья Мексиканского залива культивировали ваниль, но самым важным из тропических растений было какао, которому требовался жаркий влажный климат и тень.

Ацтеки разводили уток и индеек, а также пригодных в пищу собак, которых кормили хлебом, незрелыми початками маиса, мясом и испортившейся пищей. Мексиканцы занимались пчеловодством, держа безжальных пчел, производящих мед и воск. В одной из хроник записана небольшая молитва-извинение, которую произносил фермер, забирая у пчел мед:

«Я, тот, что пришел, чтобы совершить это злое деяние, принужден к этому необходимостью, ибо я беден. Я пришел только затем, чтобы найти себе пропитание, поэтому не бойтесь и не страшитесь меня. Я пришел только затем, чтобы взять вас, чтобы вы увидели сестру мою, богиню Шочикецаль!»

Охота и рыболовство

Если обычный крестьянин и ел мясо, то, как правило, это было мясо дичи. Самыми крупными животными в долине были дикие свиньи (пекари) и белохвостый олень. К нему подкрадывались охотники, одетые в шкуры, и с близкого расстояния стреляли из луков. Другие охотники использовали манки. Небольших животных – кроликов, зайцев и койотов – либо заманивали в ловушки, либо ловили сетями, а более крупные животные попадались в ямы-ловушки, прикрытые ветками и травой. Оленья шкура и кроличий мех были важным побочным результатом охоты, их можно было продать живущим в городах ремесленникам для изготовления сандалий и роскошных накидок. Среди небольших животных, которые шли в пищу, броненосцы, мешетчатые крысы, игуаны и дикие морские свинки. Обитатели жарких провинций охотились на оцелотов, шкуры которых шли на воинские облачения и накидки для ацтекской знати. Маленьких птичек ловили с помощью клейких растений, развешанных повсюду, куда прилетали кормиться птичьи стаи.

Состоятельные люди, которым не нужно было охотиться ради пропитания, тем не менее развлекались, гоняясь за перепелками и павлинами с трубками, стреляющими маленькими шариками. Среди даров, которыми Монтесума наделил Кортеса, была дюжина таких трубок, украшенных «множеством птиц, животных, деревьев, цветов и другими изображениями», а их поверхность была «инкрустирована золотом и покрыта причудливой резьбой». По желанию правителя шарики для его трубки делались из золота вместо привычной обожженной глины.

Озера обеспечивали крестьян рыбой и водной дичью. Из-за разницы в солености между северными и южными озерами можно было поймать как пресноводную, так и морскую рыбу, хотя они редко вырастали более 20 сантиметров в длину. Ацтеки сооружали ловушки и запруды, в манускриптах можно найти множество изображений рыбака в каноэ: он держит трезубец и сети, сплетенные из травы. Когда мужчины охотились, они молились о хорошей добыче: «Мои дядья, раскрашенные и украшенные пятнами. Вы, кто имеет рога и плавники словно бирюза, идите сюда, спешите, ибо я ищу вас».




Рис. 38. Ловля водной дичи сетями (ранняя колониальная карта).


Некоторые птицы не были перелетными, и на них можно было охотиться в течение всего года, но в период с октября по март в долину на зимовку прилетали огромные стаи уток и гусей. Птицеловы сбивали их палками или выплывали в сумерках на каноэ, издавая громкий шум, спугивая птиц и заставляя их лететь в сети, натянутые на шестах над водой.

Крестьянские дома

Жилищем обычной крестьянской семьи являлась однокомнатная прямоугольная хижина с земляным полом, низким дверным проемом, не имеющая дымохода или окон. Стены складывались из камня или, чаще всего, из глиняных кирпичей на каменном основании или прутьев, обмазанных глиной – традиционным строительным материалом в сельской местности. У более богатых домов были плоские крыши, сооруженные из деревянных планок или соломы, уложенных на горизонтальные балки, но наиболее привычной формой крыши, изображения которой часто встречаются в манускриптах, была простая остроконечная конструкция из тростника. Рядом с главным домом стояли птичники, парильня и несколько ульев, сделанных из выдолбленных колод.



Рис. 39. Крестьянский дом из дерева и тростника (Кодекс Мендосы).


Дом прежде всего был местом для принятия пищи и сна, а не для отдыха. Факелы из пучка смолистых веток давали скудный свет. Обстановка – минимальная. Тростниковые циновки служили одновременно постелями и стульями, в деревянных сундуках хранили одежду и утварь, а по всей комнате стояли предметы домашнего обихода – метлы, корзина для семян, инструменты, охотничье или рыболовное снаряжение, ткацкий станок, кувшин для воды, горшки для приготовления и хранения пищи, сосуд, в котором отмокали в известковом растворе зерна маиса, и камень, на котором измельчали маис. В каждом доме была одна или несколько фигурок богов, сделанных из дерева, камня или обожженной глины, а в некоторых жилищах на стене висела клетка с говорящим попугаем или певчей птицей.

Главное место в комнате и самое священное в доме – очаг с тремя камнями, образовывавшими треугольник и поддерживавшими комалъ – глиняный диск, на котором хозяйка пекла тортильи, основную пищу семьи. В качестве топлива использовали хворост, листья, стебли маиса и высушенные листья агавы, но, поскольку в доме не было вентиляции, он вскоре наполнялся едким дымом. В этой единственной комнате, душной и полной дыма, семья готовила пищу, ела и спала.

Этого района поражает своим разнообразием: покрытые снегом горы с вулканическими вершинами, равнины с реками и тропическими лесами, каменные плоскогорья, базальтовые скалы. В каждой из этих местностей складывался своеобразный стиль жизни, однако все племена объединяло единое культурное поле. Их далекие предки пришли, как предполагают ученые, из Сибири и с Аляски во времена, когда Берингова пролива еще не существовало; по пути к ним присоединялись племена индейцев. От европейских, азиатских и африканских народов американский континент отделяли великие океаны, поэтому развитие культуры мексиканских племен носило вполне самостоятельный характер .

Железо и сталь этим племенам не были известны, и даже бронза не употреблялась ими для изготовления орудий труда и оружия. Наконечники стрел и копий делались из кремня или обсидиана. Торговля была меновой, монет не существовало. Принцип колеса не был известен, да и не было домашних животных, обладавших достаточной силой, чтобы тянуть повозки. Древние американские племена не знали плуга. Лошади, коровы, овцы, свиньи и козы были завезены сюда из Старого света европейцами. Гончарный круг также не был известен. Земля , однако, была плодородной. Тыква, кукуруза , бобы, картофель , помидоры, папайя и авокадо произрастали в изобилии. Возделывались какао и табак. Из различных растений изготавливались одурманивающие напитки.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению культуры ацтеков, скажем несколько слов о культурах племен, им предшествовавших.

Города Юкатана были религиозными центрами; в них на вершинах ступенчатых пирамид находились храмы. Религия играла в жизни майя очень большую роль.

Пришельцы не возделывали полей и жили за счет эксплуатации народа майя. Так продолжалась до 1528 г., когда Юкатан был завоеван испанцами.

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера , передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.


Ацтекский Календарь

Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь ", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии. Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так называемого священного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней). Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам. Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-летних циклов.

Заключение

Монтесума II расширил сферу власти своего народа в гораздо более обширных пределах , чем его предшественники; он, по-видимому, обложил данью 371 город. Покоренные города сохраняли независимость правления. Ацтекские гарнизоны находились лишь в стратегически важных точках, а сеть пунктов эстафетного курьерского сообщения служила для связи со столицей. Отдельные города, например, Тласкала, даже сохраняли полный суверенитет в рамках империи.

У ацтеков существовал обычай культового. Ежегодно на жертвенных камнях бога войны Уицилопочтли, расположенных на высоте орлиного полета, они умерщвляли тысячи жертв. Лишь при освящении крупного храма в Теночтитлане были принесены в жертву 20000 человек. В день празднеств во славу богини маиса на центральной площади города десять девушек исполняли ритуальный танец, во время которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было сделать удачной уборку маиса. Во время религиозной церемонии во славу бога дождя Тлалока на площадь выводили детей 5-8 лет и при стечении народа пытали их; слезы детей символически изображали дождь : чем больше детских слез, тем больше будет долгожданного дождя. Порабощенные города также были обязаны в качестве дани посылать в храм своих сыновей и дочерей. Чем дальше расширялись границы империи, тем большим становилось число его врагов. Для того, чтобы объединить всех противников Теночтитлана, необходимы были лишь внешний толчок и личность Кортеса.

Для того чтобы объяснить причину поразительных успехов испанцев, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое коренится в религии индейцев, а именно в вере в «белых богов». Боевой дух воинственного народа ацтеков, направленный против европейских пришельцев, сдерживался их собственной верой. Роковые предзнаменования возвещали близкий конец света и повергали ацтеков в трагический пессимизм. В год Се-Acatl («Первого тростника») в Туле родился Кетцалькоатль, которому суждено было стать героем культа, распространенного во всей стране. Странным является то, что Кетцалькоатль, которого вскоре стали почитать как бога, по-видимому, носил бороду и имел светлую кожу; одним из его символов считался крест . Согласно преданию, Кетцалькоатль отплыл на запад к побережью далекого Тлапаллана, дав перед этим обещание вернуться в год Св-Acatl. Теперь ацтеки, исполненные страха, упорно ожидали предсказанного возвращения короля жрецов, который должен был положить конец кровавому правлению богов. По ацтекскому календарю, построенному на 52-летнем цикле, год «Первого тростника» мог соответствовать в христианском летосчислении лишь годам 1363, 1415, 1467 или 1519. Поэтому, когда в 1519 году Эрнан Кортес высадился на побережье Мексики, индейцы явно сочли его возвратившимся Кетцалькоатлем. Этим также объясняется суеверный страх Монтесумы, который никогда не мог решиться на сопротивление армии христиан.

13 августа 1521 года назрел момент для штурма города. Кортес еще раз обратился к индейцам с предложением сдаться, которое опять было отвергнуто. Тогда испанцы и их союзники перешли в наступление по всем направлениям и, ведя ожесточенные бои, ворвались в город. Началась битва за каждый дом, и лишь постепенно, прочесывая каждую улицу, завоеватели сумели подавить сопротивление. Борьба за Теночтитлан завершилась.

Согласно данным Кортеса, в боях и в результате голода и эпидемий погибло 70 000 мексиканцев , более половины населения города. В других источниках, например, у индейского историка Истлилсочитля, преемника короля Тескоко, приводится цифра 24 000. Точная численность потерь испанской стороны также не установлена; по крайней мере 100 человек попали в плен и были принесены в жертву языческим богам, примерно столько же погибло. Потери союзников приближались к десяти тысячам.

Литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.). Сегодня в Мексике нет памятника , который напоминал бы об испанском завоевателе, в то время как его противника, индейца Куаутемока , в стране чтут.

Список литературы

С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998.

Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-Дону , “Феникс”, 1997.

Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962.

С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 262)

Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 221)

С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 271)

Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962. (стр. 98)

Герберт Матис. Покорители Америки. Кортес. (пер. с нем.), Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997. (стр. 286)

Ацтеки: Культивированные виды растений

На этой фреске, навеянной "Флорентийским кодексом", Диего Ривера изобразил
ацтеков-земледельцев, возделывающих кукурузное поле при помощи коа
(палки-копалки). Национальный музей. Мехико.

Основной сельскохозяйственной культурой у ацтеков была кукуруза. Они ели её в виде тортилий, называвшихся тлашкалли, и в виде густой съедобной массы, атоле, подававшейся на стол во многих видах - с мёдом, с мёдом и перцем, с жёлтым перцем. Также они потребляли в пищу густую белую кашу с рыбой, семенами амаранта и мёдом. У ацтеков имелось множество рецептов тамале, в том числе белых тамалес из кукурузной муки с измельчёнными амарантовыми семенами и добавленными для вкуса вишнями.

В бассейне сажали два сорта кукурузы: первый сорт, с меньшим количеством початков, но быстрее созревающий - за три-четыре месяца, сажали поздно на тех полях, где ирригацию нельзя было провести; второй сорт, медленнее растущий, сажали на орошаемых землях, где он созревал за полгода и давал значительно больший урожай. Последний сорт был более распространён. Ко времени испанского завоевания ацтеки подчинили себе территории, где выращивали маис, в столь разных природно-климатических зонах, что почти круглый год могли получать кукурузу. Впрочем, несмотря на эти поставки, иногда разражался сильный голод; во время страды, когда прошлогодние запасы истощались, кукуруза могла стоить дорого.

Земля считалась божественным существом, великим раскинувшимся вширь богом, иногда множеством разных богов, обеспечивавших человеческий род пищей и поглощавших людей после того, как они умирали. Человек не только выращивал сельскохозяйственные культуры, но и верил в то, что человечество сотворено духами этих культур, особенно богом кукурузы. В общем виде данное представление о связи человека с сельским хозяйством изложено в «Пополь-Вухе», в одном месте майяского космогонического мифа, рассказывающего о создании предков человека, первых отца и матери. Их тела были созданы из жёлтых початков кукурузы и из белых початков кукурузы, являвшейся к тому же их единственной пищей. Давид Карраско пишет, что одним из наиболее значительных и созидательно-культурных событий в развитии доацтекской истории и событием, оказавшим влияние на повседневную жизнь ацтекских семей, было обретение контроля над содержавшейся в растениях пищевой энергией (1998: без указания места издания).

Одомашнивание ряда сельскохозяйственных растений началось до 6500 года до н.э. во многих местах как внутри, так и вне Мексиканского бассейна. В этот период древние месоамериканцы считают основными три следующие культуры: кукуруза, бобы и тыква. При совместном употреблении в пищу данная группа овощей обеспечивала жителей Месоамерики количеством белков, необходимым для полноценного питания. Уже за несколько тысячелетий до появления ацтеков основной культурой Месоамерики была (и продолжает быть) кукуруза с белыми, чёрными, красными и жёлтыми початками. Она, однако, сперва росла в более низких широтах и была мало приспособлена к морозам - и это являлось серьёзной проблемой для ацтеков. Следовательно, припозднившийся дождливый сезон либо ранние заморозки могли нарушить процесс созревания и уничтожить экономическое благополучие ацтеков. Документы рассказывают нам о страшных засухах и голоде в 50-е годы XV века, в период правления Мотекусомы I Илуикамины. Из них следует, что некоторые ацтеки продавали себя тотонакам за 400-500 початков кукурузы. В это время родители про-давали своих детей в рабство. Однако в урожайные годы их система земледелия являлась образцом распорядительности и производительности.

Посреди лета, в месяц Уэйтекуи-луитль, справляли праздник молодой кукурузы. Правитель обеспечивал его участников недельным запасом тамалес, затем тортилий из молодой кукурузы, чтобы отметить созревание нового урожая кукурузы, у которой была своя богиня - Чикомекоатль («Семь змей»). Ацтеки говорили, что она была их плотью и опорой, и они плакали, когда посвящали зерна новому земледельческому сезону. Давая определения различным характеристикам кукурузы в период её возделывания, Саагун приводит сложные аграрные термины, как, например, «шиуточтли», «нежный стебель кукурузы», или «симпала», «гнилой початок маиса». Кукуруза была так тесно связана с людьми, что об уважаемом человеке могли сказать, что он достиг возраста молодого початка кукурузы.

Кукуруза являлась у ацтеков основной сельскохозяйственной культурой; впрочем, в их питании важную роль играли и ряд других культур. Значительным источником протеина были бобы. Как указывает Фаган, в Relaciones geogruficas и иных испанских источниках упоминаются обширные, простёршиеся на много акров, поля не только маиса, но и уаутли (амарант): эти две культуры являлись главными источниками калорий для ацтеков. Из семян амаранта готовили кашу, называвшуюся пиноле, и иногда смешивали их в тамалес с измельчёнными кукурузными зёрнами. Также земледельцы выращивали культуру, называвшуюся чиа (шалфей), несколько сортов фруктовых деревьев, в том числе опунцию, дававшую популярный плод ночтли, и тыквы, использовавшиеся в качестве сосудов.

Несколько сортов тыквы и фруктов принимали в пищу в сыром и приготовленном виде, как и цветы, являвшиеся ценным ароматизатором. На чинампах зрели помидоры, а стручковый перец был основным дополнением к блюдам.

Использовался каждый дюйм земли; на полях с тончайшим слоем почвы, в низменных местностях с большим количеством осадков, выращивали магуэй (агава), сельскохозяйственную культуру, которую часто сажали вдоль границы поля. Из её сока после специального процесса ферментации получали пьянящий напиток, известный как октли, или пульке. Также из агавы изготовляли некоторые медицинские препараты; из её волокон делали накидки, а её шипы заменяли швейные иголки и использовались в обрядах покаяния. У агавы имелась собственная богиня, 400-грудая богиня Майауэль. Она и её дети, Четыреста Кроликов, обитали в мире алкогольного напитка и пьянства. Потребление алкоголя находилось под строгим контролем и было запрещено до 50 лет (согласно не-которым источникам, до 70). На прак-тике же алкогольный напиток получил широкое распространение, часто его пили как лекарство, принимаемое от таких болезненных состояний, как опухоль суставов. Открытые раны покрывали массой, приготовленной из кашицы листьев агавы и соли.

Какао и хлопок выращивали в тропических низинах и иных удалённых областях Ацтекской империи. Бобы какао являлись универсальным платёжным средством, а шоколад - любимым напитком знати и основным предметом дани из низинных районов. Из хлопка для знати шили накидки со сложными узорами и отличительные знаки, и только сам правитель имел право носить одежду из самой тонкой хлопчатобумажной ткани. Историки Вильма Хейс и Верной Хейс указывают на то, что ацтеки также принимали в пищу обыкновенный картофель, батат и арахис. Орехи жарили либо измельчали, пока они не превращались в массу коричневого цвета, напоминающую ореховую пасту. Растирая орехи между жерновами, они получали ореховое масло. То, что оставалось, они использовали при приготовлении плоских пирожных. Кроме того, они клали колотые орехи в конфеты, приготовленные из варёного сахара или мёда.

Ацтеки не только ели ананасы, но и нашли им ещё два применения. Одно из них грозило смертью, и это испанским завоевателям довелось испытать на себе. Индейцы Нового Света пропитывали наконечники стрел отравленным соком гниющего ананаса. Второе применение было безобидным и даже настолько приятным для испанцев, что они переняли этот обычай. Ацтеки, будучи в дружелюбном настроении, вешали перед входом в свои соломенные хижины верхнюю часть ананаса, приглашая всех таким образом к себе в гости. Испанцы ввели данный обычай у себя на родине, и вскоре он распространился по всей Европе.

Также широкое хождение получили стручок ванили и авокадо, фрукт, сначала росший в природе в диком виде.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 424-427.

Поделиться: