Презентация плоскостопие диагностика клиника лечение. Презентация на тему плоскостопие. Основные причины развития плоскостопия


Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца кнаружи и молотко- образной деформации среднего пальца При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.


При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.


При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.


Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте лет, поперечное - в лет. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6- летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.


Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны - увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д. К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам - перегрузка стоп, связанная с профессией (женщина с нормальным строением стопы, 7-8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной). При ходьбе на "шпильках" происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который ее не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.


При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. У страдающих плоскостопием II степени боль сосредотачивается не только в стопах, но распространяется и на область лодыжек, голени. Она более сильная и частая. Мышцы стопы в значительной степени утрачивают эластичность, а походка - плавность. Наконец, III степень плоскостопия - резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.


Нельзя недооценивать последствия поперечного плоскостопия, даже если уплощение поперечного свода стопы почти незаметно. Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Поэтому вскоре поперечный свод может не определяться вовсе. Передний отдел стопы распластан. Это становится причиной деформации пальцев, они приобретают молоткообразную форму. Для поперечного плоскостопия тоже характерны боль в стопе, а также омозолелости кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев. Чем резче оно выражено, тем больше отклоняется снаружи большой палец, что приводит к подвывихам головки первой плюсневой кости. Хотя при внешнем осмотре и можно определить наличие плоскостопия, однако это касается тяжелых запущенных случаев. Страдающие плоскостопием ходят развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв. Для более точного определения плоской стопы следует обратиться к врачу-ортопеду.



Травматическое плоскостопие. Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны. врожденное плоскостопие. Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная. У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3- 4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки. Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству. Рахитическое плоскостопие - не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого «цемента» для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир). Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.


Профилактика. Воспитание правильной походки - избегать разведения носков при ходьбе, чтобы не перегружать внутренний край стопы и поддерживающие его связки. Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется параллельная установка стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп (3 - 4 раза в день вставайте на внешние стороны стоп и находитесь в таком положении секунд). В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны (температура воды С) с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Массируйте плавными, но достаточно сильными движениями переднюю и внутреннюю поверхность голеней, во время массажа стоп особо внимание уделяйте подошве. Основные приемы: поглаживания, растирания, разминания в разных направлениях, поколачивания подушечками пальцев.


Как бы ни были красивы и модны туфли, откажитесь от них, если они, пусть самую малость, тесны, узки. Высота каблука должна быть 3-4 см, подметка из упругого материала. Бесспорно, туфли на высоком каблуке очень красиво смотрятся на ноге, но не носите их повседневно. Иначе может случиться так, что через некоторое время вы будете обречены носить только ортопедическую обувь. Для профилактики плоскостопия или облегчения болевых ощущений предлагается большое количество вкладных приспособлений и специальной обуви.


При менее сложных деформациях хорошо применять вкладные стельки - пробковые, пластмассовые или металлические. Сложные деформации требуют изготовления обуви или ортопедических стелек по гипсовым слепкам. При тяжелых формах плоскостопия, вызывающих постоянные сильные боли, показано оперативное лечение.


Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики. Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник. Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы. Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы.



Ирина Никипелова
Презентация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

«Профилактика плоскостопия обучающихся дошкольного возраста ».

В дошкольный период ребенок быстро растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием , быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма.

Целью моей работы является создание условий для организации работы по предупреждению и профилактики плоскостопия детей ДОО ,

Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи :

Формирование двигательных умений и навыков обучающихся в соответствии с его индивидуальными особенностями профилактики и коррекции плоскостопия

Использование специальных физических упражнений для профилактики плоскостопия .

Создание в ДОО условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия с родителями.

Реализуя задачи, я использую следующую литературу :

1. Е. И. Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» .

2. Е. Ю. Александрова «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» ».

3. Ю. А. Кириллова «Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп детского сада от 3 до 7 лет».

4. М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» .

5. Е. Р. Железнова «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников ».

Посмотрите на изображение на экране, как вы думаете, какая стопа здоровая, а какая уплощенная?

Что же такое плоскостопие ?

Ответы участников.

Плоскостопие - изменение формы стопы, которое характеризуется опущением ее продольного и поперечного свода.

Как вы считаете, что является причиной плоскостопия ?

Ответы участников.

Причины плоскостопия :

Раннее вставание и ходьба;

Избыточный вес;

Генетическая предрасположенность;

Травмы стопы;

Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;

Плохо подобранная обувь;

Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита) ;

Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Назовите признаки плоскостопия .

Ответы участников.

Быстрая утомляемость ног;

К вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;

Ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;

Быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;

Ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

Стопа имеет неправильную форму или становится шире;

Что же является мерами профилактики плоскостопия ?

Ответы участников (правильно подобранная обувь, двигательная активность, профилактические упражнения ).

Слайд 10, 11.

Основу профилактики составляет : укрепление мышц, сохраняющих свод стопы, ношение правильно подобранной обуви, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главное средство профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, проведение специальных упражнений, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов : деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, мячей, ткани.

Я предлагаю освоить на практике некоторые упражнения для профилактики плоскостопия .

Недаром китайская пословица гласит : «Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму» .

Упражнения, сидя на полу.

Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону (тоже пальцами стоп другой ноги,

Захват и удержание мяча среднего размера двумя стопами, перекладывание с места на место.

Упражнения на массажном коврике.

Ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.

Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

Перекаты с носков на пятки и обратно.

Легкие поскоки и прыжковые упражнения.

Упражнения, сидя на стуле.

Собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног.

Катание палок, карандашей.

Упражнение «Художник» .

Карандашом, зажатым пальцами ног, рисуем на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

Слайды 17-23.

Упражнения с новым оборудованием.

Волнистая дорожка.

Тактильная дорожка.

Ниппельные облака.

Массажная дорожка.

Работа с родителями.

В системе «Ребенок – семья - детский сад» , родители являются основным составляющим звеном в профилактике плоскостопия детей .

Мною проводятся консультации и практикумы по использованию специальных физических упражнений для профилактики плоскостопия .

Разработан комплекс гимнастики для применения дома :

Слайд 25-27.

Медленная ходьба на носках и пятках с увеличением темпа движения;

Ходьба на внешней стороне ступни;

Попеременное сгибание и разгибание пальцев на ногах;

Вращение ступнями, сидя на стуле;

Поднимание и перекладывание предметов, при помощи ног;

Катание мяча стопами;

Сидя на стуле, сминать газету пальцами ног.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия в условиях детского сада является одним из важных факторов укрепления здоровья детей . Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя, инструктора по физическому воспитанию и родителей.

А закончить свое выступление я хочу одной притчей. Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать : каким должен быть человек. Один из богов сказал : «Человек должен быть сильным» , другой сказал : «Человек должен быть здоровым» , третий сказал : «Человек должен быть умным» . А один из богов сказал так : «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам» . И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал : «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет» .

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Но мы же знаем, что наше здоровье и здоровье наших детей зависит от нас . Берегите его.

Публикации по теме:

Профилактика плоскостопия «Озорные карандаши» Актуальность Правильное формирование стопы у ребенка имеет исключительное значение. Ведь в опорно-двигательной системе человека стопа обеспечивает.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 1. Роль движения в жизни человека. Можем ли мы представить себе жизнь без возможности ходить? Можем, но только в теории – по наблюдениям.

Презентация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода.

Профилактика и коррекция плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

«Физическая культура и спорт» - Физическая подготовка. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке. Физическое воспитание входит в понятие. Формы учебных занятий. Культура - исторически определенный уровень развития общества. Ценности двигательного характера. Общепедагогические (воспитательные) задачи. Физическое совершенство человека.

«Адаптивная физическая культура» - Физическая культура. Формирование у обучающихся навыков физической культуры. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Адаптивное физкультурное образование. Осознанное отношение к своим силам. Методы и организация исследования. Комплекс физических упражнений. Адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.

«Прыжок в длину с разбега» - Российские «прыгуны» в длину. Схема прыжка в длину способом «согнув ноги». Способ «Прогнувшись». Способ «Согнув ноги». Прыжок в длину с разбега. История прыжка в длину с разбега. Правила соревнований. Способ «Ножницы». Американский спортсмен. Техника прыжка. Рекорды прыжка в длину. Что такое прыжок в длину.

«Современные оздоровительные системы» - Велоаэробика. Минусы. Оздоровительные системы. Степ-аэробика. Стретчинг. Отличительные особенности системы. Стэп-аэробика. Силовые стойки. Шейпинг. Тренировка. Ритмическая гимнастика. Что понимается под системой физических упражнений. Силовая аэробика. Способ тренировок. Оценка здоровья. Аквааэробика.

«Спортивная физическая подготовка» - Развитие выносливости. Развитие силы. Средства и методы физического воспитания. Развитие быстроты. Современный взгляд на место и роль. Игровой метод. Педагогические условия эффективной реализации концепции тренировки. Место и роль общей и спортивной физической подготовки. Обучение двигательному действию.

«Физкультурно-спортивный комплекс» - Макеты знаков комплекса. Испытания. Согласование комплекса. Понятие комплекса. Информационная площадка. Участники процесса разработки. Нормативно-правовое регулирование. Пропаганда комплекса. Этапы внедрения. Меры привлечения населения к комплексу. Целостный подход. Принципы формирования мотивации. Основа комплекса.

Всего в теме 35 презентаций

Поделиться: